Карело-Мурманский край. 1932, N1-2.
76 fКАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ № 1—2 формах сельского хозяйства, вдали от промышленных центров, при весьма низком уровне развития местных производительных сил, главными из которых являются лесные хозяйства, и без дорог, если не считать р. Кемь, очень порожистую и поэтому весьма опасную и трудную для сообщений, обеспечивал населению лишь скудное, полуголодное существование. При этих условиях торгов лей, действительно, занимались, в качестве подсобного занятия, до 80°/0 мужского населения. Но это были, главным образом, торговцы-сезонники, которые торговали лишь в свободное от летних полевых работ время от сентября-октября до апреля, своей тор говли не имели, а продавали в разнос товар,, полученный или купленный в кредит у купца. Товар носили в сумках, отчего торговцев этих в Финляндии и называли обидным для них названием „laukku — ryssM“ и „reppu — ryssa“ (русский сумочник). Такая разносная торговля в Фин ляндии законом не была дозволена (разрешение было получено только не надолго вначале нашего столетия), и по этому торговцы-разносчики часто жестоко преследовались. Условия получения товара и его распродажи были свя заны с большим риском. С одной стороны— большой % торговцу, которого не покрывала выручка, с другой сто роны — ничтожная платежеспособность населения, конку ренция и, наконец, постоянный риск быть задержанным— делали уровень "определенного дохода весьма шатким. Кроме всего прочего, здесь господствовала самая насто ящая эксплоатацин этой армии нуждавшихся в заработках. Данные говорят, что отдельные купцы держали до 40 разносчиков. Средний годовой доход разносчика от хозяина был около 40 рублей, колеблясь от 0 до 100 р. Кроме этих двух слоев населения, купцов-кулаков, имевших свои лавки и торговые предприятия, подчас весьма широкие, напр. Сергеев из с. Ухты и др , как в селах и деревнях Ухтинского края, так и в Финляндии, и зависевшего от этих купцов середняцкого слоя сумоч- ников-коробейников, был слой бедняцкого населения, за нимавшийся сельским хозяйством, батрачеством у зажи точных своей же деревни, работой на лесозаготовках, причем только на рубке леса, на сплаве же были обык новенно привозные рабочие из Заонежья и других мест. Уезжали на отхожие промыслы на Белое море и дальше. В некоторых селах такой бедноты было до 40%- Финское влияние в бытовой жизни передавалось преи мущественно через отмеченный выше зажиточный слой купцов. Очень ярко оно выступает в постройках, глав ным образом, жилом доме, где наряду с типично карель ским двухэтажным домом выступает совсем другой тип— отдельный от хозяйственных помещений дом с множе ством жилых комнат, часто обшитый досками и выкра шенный в красный цвет. Такие дома есть в каждом селе, в каждой деревне, и очень выделяются из среды всех остальных построек. Но на 90% э т о— покинутые преж ними хозяевами, оставшимися или бежавшими в Финлян дию зажиточными купцами. Такие примеры ярко броса ются в глаза в с. Вокнаволок, Пиртилахти, Енонсуу и др. Безусловно, многие черты жизни зарубежных карел и финнов перешли и через разносчиков, но наиболее круп ные отличия от карельского, в сторону финского можно отметить лишь у зажиточных карел, торговцев, тесней шим образом связанных с Финляндией. Карельское кулачество являлось также деятельным про водником буржуазно-демократических и националистиче ских идей в крае и активным участником националисти ческого движения в 1905 —06 гг., возглавлявшегося Ка рельским Союзом (Karialan Liitto) и имевшего основной целью присоединение Карелии к Финляндии. Инициатором этих идей являлась финская буржуазия, мечтавшая, в ин тересах международного империализма, о завоевании громадных природных богатств Карелии. Ухтинский край был с момента Октябрьской революции ареной политических событий. Ухтинские богачи участво вали в делегации во время русско-финских мирных пе реговоров в апреле 1920 г. с заявлением об отделении Карелии от России. События 1921— 22 гг., которые являлись лишь одним из звеньев в общей цепи империалистической политики Финляндии в борьбе против Советской Карелии и про летарской революции, были делом рук бело-финских банд, в рядах которых был немалый процент карельских кулаков, ранее бежавших в Финляндию, о чем говорили местные жители, партизаны, участники гражданской войны с бело- финами. Распространяя ложные слухи о падении Совет ской власти, о всеобщем голоде и ужасах большевизма, эти белофинские агитаторы совместно с местным кула чеством склонили на свою сторону часть местного насе ления (с. Сапосальма, Юшкозеро и др.). Им удалось мобилизовать, а потом увести в Финляндию, частично — с семьями, частично — без них, почти все мужское на селение. В ряде случаев из семьи ушло по одному, по два. Не обошлось и без репрессий в виде расстрелов и угроз поджогами. Каждое почти село и деревня имеет в своем составе бывших партизан, сейчас — колхозников, живых свидетелей и участников гражданского фронта. Немало в районе мест, где происходили расстрелы (остр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz