Карело-Мурманский край. 1932, N1-2.
№ 1—2 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ ’ 63 Удельный вес отдельных влементов режима изменяется по районам в зависимости от дальности расстояния от порта, глубины, рельефа дна и т. д. Перечисленные факторы как бы определяют соотношение элементов режима вре мени для района,— однако, оно также изменяется по сезо нам промысла, в зависимости, главным образом, от состоя ния погоды. По данным, полученным путем обработки отчетов капитанов о промысловом плавании за 3 года (1929, 1930, 1931 дт.), имеет место следующее соотношение элементов режима 1 в группе З а п а д н ы х р а й о н о в з а в е с е н н и й п е р и о д : Работа с тралом Месяцы Спуск и подъем Тралиро- вание ОиОн S Уборка рыбы Починка трала Шторма Поиски рыбы Прочие причины Апрель . . . . 23,24 40,26 63,60 3,60 12,94 12,83 5,60 1,43 М а й ................. 25,22 40,96 66,18 2,96 15,05 7,81 5,80 2,20 Основным элементом режима траулера в море является „работа с тралом *. Этому элементу, при про чих равных условиях, принадлежит решающее значение в промысловом плавании. Стремление к максимальному повышению этого элемента, как процесса добычи, должно быть всегда задачей руководителей промысловым флотом, а также и команд траулеров. Особенно важное значение приобретает удлинение процесса добычи в весенние месяцы. И это понятно, так как высокие показатели промысла, характе ризующие весенний период, дадут ожидаемый эффект только в сочетании с наибольшим удельным весом эле мента „работа с тралом". Однако, приходится считаться с тем обстоятельством, что все остальные элементы режима являются отрицательно действующим на удельный вес элемента „работа с тралом". В этом отношении совершенно особое место занимает потеря промыслового времени по состоянию погоды (эле мент „шторма", как трудно поддающейся регулированию). Отметим лишь, что при среднем удельном весе по данным за 3 года в апреле 12,83% и в мае— 7,87% имели место следующие отклонения — 1929 г. 1930 г. 1931 г. Апрель 17,71 % 12.84И 9,21« Май 4,76 „ 12,58 » 6,59 . Что же касается всех остальных, отрицательно действую щих элементов режима, то удельный вес каждого из них подлежит регулированию, так как это находится в п р я м о й з а в и с и м о с т и о т у м е л о й и ч е т к о й о р г а н и з а ц и и р а б о т на с а м о м т р а у л е р е , а т а к ж е 1 Время, затраченное траулером на переходы с промысла и обратно, исключено, как переменная величина, в целях получе ния сравнительных данных по элементам режима по периодам года и районам лова. о т м е т о д о в о б с л у ж и в а н и я п р о м ы с л о в о г о ф л о т а п о р т о м . Рассмотрим последовательно такие элементы режима в направлении уменьшения их отрицательною влияния на .работу с тралом". 1. „ У б о р к а р ы б ы “ . Этот элемент возникает обычно в моменты наилучшего „завального" промысла, а потому тем больше должно быть стремление к понижению удель ного веса этого элемента путем удачного распределения по траулерам квалифицированной части команды, повыше ния квалификации команды и установления правильной организации труда и высокой труддисциплины. 2. „ П о ч и н к а т р а л а " имеет в весеннее время довольно высокий удельный вес, что объясняется очень сложным рельефом дна, характерным для Западных райо нов, где крутые склоны и неровный каменистый грунт обусловливают частые аварии с тралом (задевы, разрывы, полная потеря трала и т. д.). Тем не менее этот элемент также поддается регулированию путем снабжения трауле ров в весеннее время большим, против принятого, коли чеством з а п а с н ы х ч а с т е й трала п о в ы ш е н н о г о к а ч е с т в а . Постоянный удельный вес этого элемента в большинстве промысловых районов должен стимулиро вать усиление опытной работы по вопросу о мерах пре дохранения трала от разрыва в условиях сложного рель ефа дна — с одной стороны, и с другой,— требует безус ловного использования имеющихся на этот счет рационали заторских предложений. 3. „ П о и с к и р ы б ы " . Высокий средний удельный вес этого элемента обусловливается постоянными пере ходами промысловых траулеров из квадратов в квадрат в поисках лучших уловов. В связи с произведенным в на чале текущего года выделением из состава промыслового флота двух траулеров специально на поисковую работу, этот элемент режима должен дать резкое снижение отри цательного влияния на „работу с тралом". Кроме того, при существующем централизованном управлении флота является совершенно необходимым улучшить радиоинфор мацию с моря в части сообщения траулерами размеров их улова и местонахождения судна, так как последнее служит основой для форсированного распределения дей ствующего флота по квадратам в соответствии с характе ризующими их промысловыми показателями. 4. „ П р о ч и е п р и ч и н ы " , — слагающиеся из самых разнообразных и часто неожиданно возникающих момен тов,— не содержат в себе большого резерва для увели чения элемента „работы с тралом", так как удельный вес их мал, а случайный характер моментов, вызывающих потерю промыслового времени, затрудняет заслуженное устранение этого элемента из режима. Н е у к л о н н о е с т р е м л е н и е к с н и ж е н и ю у д е л ь н о г о в е с а к а ж д о г о и з п е р е ч и с л е н н ы х э л е м е н т о в р е ж и м а — с у щ е с т в е н н о у в е л и ч и т п о л е з н у ю р а б о т у с т р а л о м , т. е. п р о ц е с с д о б ы ч и , и т е м с а м ы м о б е с п е ч и т у с п е ш н о е п р о в е д е н и е п р о м ы с л а в в е с е н н и е м е с я ц ы . Е. М. Д ексбах и В. С. Остроумов.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz