Карело-Мурманский край. 1932, N1-2.

№ 1— 2 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ 61 частях и особенно в тех, где мы можем ожидать усиле­ ния советского промысла в первую очередь. Однако, никакие карты и справочники сами по себе не дадут нужных результатов и банка не будет нами вполне освоена, если капитаны наших траулеров не осознают всей важности этой работы, так как только от них зависит дальнейшее развитие нашего промысла в новом для нас районе. Конечно, характер грунтов на Медвежинской банке таков, что полностью избежать аварийности тралов мы не можем, но необходимо направить рационализаторскую мысль на улучшение существующих у нас тралов, т. е. разработать такую конструкцию, которая бы являлась предохранением от частых аварий. В ГОИН'е некоторые попытки (давшие результаты при испытаниях) уже сделаны. В 1932 году Медвежинская банка должна быть освоена нами полностью. М. Идельсон Н. Маслов К режиму промыслового времени рыболовных траулеров в Баренцовом море Траловый промысел в Баренцовом море не испытывает тех специфически-путинных особенностей, которые имеют место во всех внутренних и замерзающих бассейнах нашего Союза, что обусловливается, во-первых,— посто­ янным присутствием рыбы в промысловых количествах в том или ином районе моря и во-вторых,— теплым тече­ нием Гольфштрема, обеспечивающим возможность экспло­ атации большинства промысловых районов во все пери­ оды года. • Однако, изучение хода промысла показывает существен­ ные колебания уловистости по месяцам, а это обстоятель­ ство естественно определяет и соответственно неравномер­ ное распределение по месяцам абсолютного улова рыбы. Приводимый ниже график движения уловистости в годо­ вом разрезе, по данным за 5 лег, выявляет следующую за­ кономерность. П о к а з а т е л ь п о у л о в и с т о сти д а е т в г о д у д в а п о в ы ш е н и я — в в е с е н н и е м е с я ц ы ( а п р е л ь — ма й ) и з и м н и е ( д е к а б р ь — я н в а р ь ) ; при этом у л о в и с т о с т ь в е с е н н и х м е с я ц е в я в л я е т с я м а к с и м а л ь н о й . Необходимо отметить, что под уловистостыо в данном случае подразумевается отношение абсолютного улова ко времени, затраченному на работу с тралом — спуск и подъем трала плюс тралирование или только тралирова- ние, как это принято в приводимом графике. Абсолютное значение отношения улова ко времени, т. е. высоту пока­ зателя уловистости по месяцам определяют следующие показатели. 1. Степень густоты распределения рыбы в эксплоати- руемых районах. 2. Промысловые качества траулеров (скорость хода, способность маневрировать во время работы с тралом и т. д.) и их техническая вооруженность (тип трала, техни­ ческие приспособления, позышающие уловистость и т. д.). 3. Распределение в море действующего флота. Большое значение в этом отношении приобретает, во-первых,— умелое использование изданных материалов, характеризую­ щих промысловые районы >, и, во-вторых, обязательное использование текущих материалов, которыми является ежедневный анализ промысла по радиосводкам и суточные оперативные карты 2. В применении к приведенному ниже графику моменты, изложенные в пунктах втором и третьем, по своему харак- 1 „Справочник капитанам". „Справочник руководителям флота". „Карты грунтов с объяснительной запиской”, бати­ метрические карты и другие труды ГОИН ’а. 8 Анализ промысла и оперативная карта представляются ГОИН ’ом через п о лтор а— два часа по получении радиосводок. теру должны оставаться в годовом разрезе более или менее постоянными и равномерно влиять на высоту пока­ зателя уловистости. С л е д о в а т е л ь н о , х а р а к т е р к р и ­ в о й п р о м ы с л а с е г о з а к о н о м е р н о п о в т о р я ю ­ щ и м и с я п е р и о д а м и м а к с и м у м а и м и н и м у м а , о п р е д е л я е т с я с е з о н н ы м и и з м е н е н и я м и к о н ­ ц е н т р а ц и и р ы б н ы х к о с я к о в , ч е р е д о в а н и е м г у с т о г о и р а з р е ж е н н о г о их с о с т о я н и я . Отмеченная закономернссть находит свое отражение, как в планировании работы промыслового флота (в по­ квартальном распределении годовой добычи по траулерам принимаются в основу соответствующие ‘сезону показа­ тели промысла),— так и в годовых отчетах треста о про­ мысловой деятельности. Интересующий нас в т о р о й к в а р т а л , в к л ю ч а ю ­ щ и й в с е б я в е с е н н и е м е с я ц ы , е с т е с т в е н н о , з а н и м а е т п е р в о е м е с т о в г о д о в о м п л а н е д о ­ б ы ч и р ы б ы ; такое положение никогда не изменяется и в фактических результатах промысловой деятельности, как это подтверждается анализом годовых оперативных отче­ тов Севтралтреста. Весенний период промысла в Баренцовом море, помимо максимальных показателей уловистости, сопровождается исключительно благоприятными обстоятельствами, выра­ жающимися, во-первых, в резком улучшении, в сравнении с предшествующими месяцами, гидрометеорологических условий и во-вторых,— в близости от порта промысловых районов, в которых в это время развивают свою деятель­ ность рыболовные траулеры. Средняя продолжительное!ь переходов в весенний период на пр омыс е лна име ньша я и составляет в апреле 11,7 час. и в мае— 12,5 час., тогда как в остальные сезоны, в связи с эксплоатацией отда­ ленных районов, переходы на промысел достигают двух- трех суток (крайние восточные районы и Медвежка). Совокупность отмеченных факторов создает не только полную уверенность выполнения плана 2-го квартала, но и оставляет возможность восполнить недолов 1-го квартала, обусловленный в известной степени тяжелыми для теку­ щего года гидрометеорологическими условиями, вызвав­ шими отвлечение части флота от промысловой работы. В весенние месяцы промысел сосредоточивается в группе западных районов Баренцова моря, включающего в себя финмаркенский район, Рыбачью, Кильдинскую и Мурман­ скую банки. Весною 1931 года в связи с запозданием промысла с большими показателями улова в группе Западных райо­ нов,— были предприняты поисковые работы в Централь­ ном районе Гольфштрема, где экспедиционным судном

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz