Карело-Мурманский край. 1932, N1-2.

54 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ № 1—2 32, 123 и 258 м и дополненные наблюдениями в Подсдаме, на высоте 5, 2 5 ,5 0 ,1 0 0 и 200 см. Высота . . 0,05 0,25 0,50 1 2 16 32 123 500 Скорость , 1,30 м/с 2,01 2,44 2,84 3,33 4,69 5,40 8,26 9,25 Отсюда видно, что с изменением высоты от 16 м до 500 м скорость ветра увеличивается в два раза. Над водными пространствами скорость ветра больше, но зато возрастание ее идет медленнее. В слоях воздуха, непосредственно прилегающих к поверхности земли (до 10— 15 м высоты), установить закономерность в изменении скорости ветра весьма трудно. Изменение скорости ветра от 15 л до 300—400 м высоты достаточно точно определяется по формуле Чепмэна V = а log h-\- b ................................(2) где а и b — постоянные определяемые для каждого пункта из двух наблюдений скорости ветра на доста­ точно различающихся между собой высотах. В данной формуле постоянная b есть скорость ветра на высоте 1 м. Для той же цели Гельман дает формулу V == а log (A -f -c )- j-ft.......................... (3) Прекрасные результаты для открытых местностей и высот от 16 до 300 м дает другая формула Гельмана H S P ................ <«> Здесь v — скорость ветра на высоте А, а v 0 — ско­ рость на высоте h0. Формула (4) легко может быть переведена со ско­ ростей на давление вегра / h \°.4 р - р >{тд ................••(б) Формула (5) может быть представлена в общем виде Р = аЬ °'4 ...................................... (6) Если продиференцировать данную формулу (6), то получаем, что градиент V А Л „ »— 0,6 * = 2л “ 0’4<,Л ...................... (7) Здесь показатель степени у h отрицательный, а поэтому с увеличением h градиент уменьшается. Приведенные формулы дают возможность сделать теоретические выводы об изменении скорости ветра с увеличением высоты. При этом следует заметить, что теоретические подсчеты скорости ветра в настоящее время не дают полной увязанности между собой и с результатами наблюдений. Сделанные рассуждения и приведенные результаты наблюдений ясно характеризуют сущность механизма изменения скорости ветра с высотой в нижних слоях атмосферы. Чем больше скорость ветра, тем больший эффект производит на нее влияние земной поверхности. Самые сильные ветры у самой земной поверхности в несколько раз ослабляются. Отсюда следует, что, чем выше установлен от поверх­ ности земли ветродвигатель, тем он будет попадать во все более мощные воздушные потоки. А. Ю. Педдер. В етрофикация Карелии. Сектор Аэро гидродинамики Карельского Научно-Исследо­ вательского Института проводит ряд практических работ по ветрофикации Карелии. В настоящее время производится учет энергии ветра по территории Карелии путем систематической обработки еже­ дневных наблюдений метеорологических станций над скоро­ стями ветра. В результате такой обработки материала за многие годы будет составлена карта энергетических рессурсов ветра в Ка­ релии, которая должна быть закончена в текущем году. В мае т. г. совместно с Карколхозсоюзом предполагается закончить установку ветродвигателей металлической конструк­ ции мощностью до 20 НР в 9 колхозах и совхозах для нужд водоснабжения, переработки с/х сырья и других работ. Для подготовки кадров по установке и уходу за ветро­ двигателями на средства, отпущенные Карколхозсоюзом, от­ крываются 15 апреля т. г. месячные курсы, рассчитанные на 15 человек. Учебный план курсов предусматривает следую­ щие дисциплины: текущую политику, математику, основы ме­ теорологии, теорию и расчет ветродвигателей и практику по постройке ветряков деревянной конструкции. Слушателями этих же курсов будет выстроен первый в Карелии быстроходный ветряк деревянной конструкции по проекту руководителя Сектора Аэро-Гидродинамики А. Ю. Пед­ дер. Указанный двигатель устанавливается в дер. Сулаж-гора (в 7 км от г. Петрозаводска), где Сектором организуется специальная лаборатория для испытания ветряков в есте­ ственных условиях работы. Зима 1931— 32 г, и перспективы на весну 1932 г. в Карело-Мурманском крае (По данным метстанции р айон а М урманской жел. Дор.) Минувшую зиму надо признать сравнительно благо­ приятной как для сухопутного транспорта, так и для строительства, благодаря относительно высокой темпе­ ратуре, небольшому числу метелей и малому количеству осадков. Переходным от весны к зиме месяцем, как обычно, был октябрь. Средняя его температура и общее коли­ чество осадков отвечали норме. Снеговой покров обра- *овался на Кольском полуострове и в северной Каре­ лии в середине октября, в южной половине АКССР — 23 октября. Наступивший, однако, в ноябре продолжи­ тельный теплый период уже в начале ноября в Карелии и в середине месяца на Кольском полуострове свел на- нет снеговой покров, появляющийся снова в последней декаде ноября. Ноябрь 1931 г. был теплее нормы, в среднем месяч­ ном, на 4° на Кольском и на 2° в Карельской респу­ блике. Теплых дней 1 на севере было 12, на юге— 15. Наибольшая температура достигала 5° на Кольском и 9°—в Карелии. Только в самом начале и затем в конце месяца наблюдались более значительные морозы: 2 но­ 1 Здесь и ниже под „теплыми" днями понимаются дни, средняя суточная температура которых не выше 0°.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz