Карело-Мурманский край. 1932, N1-2.

№ 1—2 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ 53 ствия. Лес, например, вызывает довольно быстрое замед­ ление скорости воздушного потока у земной поверх­ ности, иллюстрируемое следующими цифрами: Расстояние от леса в метрах 0 50 70 100 2С0 Скорость ветра в °/о......... 100 55—78 2 3 -2 7 7 - 5 2—3 Над лесным покровом скорость ветра равнялась 5 м/сек. Кроме замедления воздушных течений, образуется застой воздуха в лесу, вследствие чего воздушная масса вы­ нуждена переваливаться через верхушки деревьев, что вызывает значительное увеличение скорости ветра над лесом (рис. 3). Кроме этого, неровности лесного массива вызовут над лесом существенное изменение структуры ветра. Значительные препя!ствия воздушному потоку оказы­ вают также различные сооружения. На рис. 4, 5 и 6 даны аэродинамические спектры потока ветра, обтекаю­ щего модели здания, полученные в центральном Аэро- гидродинамическом Институте. Из приведенных рисунков видно, что при одном здании воздушный поток на высоте 5—6 -кратной высоты здания обходит модель и нахо­ дится в состоянии завихрений, причем над коньком крыши указанные завихрения поднимаются на высоту, почти равную высоте здания. Исследование моделей двух зда­ ний, расположенных один за другим, показывают, что завихрение над вторым зданием еще более резкое и зна­ чительно выше, чем над первым зданием. При этом длина завихренного пространства за последним зданием будет гораздо больше при двух моделях, чем при одной. Опыты, произведенные над 8 моделями, дали еще больше завих­ ренное пространство над моделями зданий. Отсюда видно, что установка ветродвигателя вблизи и между зда­ ниями является неблагоприятной. Установку ветродвигателя можно считать более или менее удовлетворительной на расстоянии не менее 250 м от высоких зданий и деревьев и в таком случае он дол­ жен быть расположен выше их на 2— 3 м. Только на расстоянии 350—400 м от леса, высоких зданий и про­ чих препятствий возможна установка двигателя ниже их. В холмистой местности единственвым подходящим ме­ стом для двигателя является вершина, где скорость ветра достигает максимальных значений. Рис. 5. Рис. 6. Обычно ветро­ двигатель устана­ вливается на баш­ не, чтобы он был доступен со всех сторон для ветра; при этом приня­ то, чтобы нижний край рабочего ко­ леса возвышался над ветряными п р е г р а д ам и на 2 м при рас­ стоянии не менее 250 м от них. Обозначив че­ рез h высоту на- ивысше-о препят- Рис. 7. ствия нетру и ра­ диус ветряного колеса г, высоту башни, а также и рас­ стояние точки опоры колеса от основания башни опре­ делим из формулы (рис. 7). н h - f 2 4 - г ....................................... (1; Рис. 8. На рис. 8 даны два случая неправильной установки ветродвигателя, несмотря на то, что они и расположены выше зданий. В первом случае, как видно, ветер, обте­ кая крышу здания, получает направление потока выше двигателя, и колесо попадает в аэродинамическую тень, а во втором случае колесо двигателя располагается в мер­ твых течениях воздушного потока. Что касается изменения скорости ветра с высоты, то она возрастает всего быстрее близ поверхности земли, и на высоте около 10 км начинает падать. Наблюдения, произведенные над скоростями ветра в Париже на Эйфелевой башне на высоте от поверхности земли в 21 л и 305 м за 1890— 95 гг., дали следующие результаты: Высота Зима Весна Лето Осень Год 21 м 2,35 м/с 2,24 м/с 2,05 м1с 1,90 м/с 2 ,!5 м/с 305 , 9,85 , 8,45 „ 7,77 „ 8,76 „ 8,71 „ Отношение 4,12 3,77 3,79 4,61 4,15 Полученные данные на большую точность претендовать не могут, так как воздушные потоки, проходя над высокими зданиями Парижа, сильно завихряются и зна­ чительно теряют скорость в нижних слоях. Наиболее достоверными являются результаты наблю­ дений. произведенных на башне беспроволочного теле­ графа в Науене над скоростью ветра на высоте 2, 16, С С -" Чч о , ^ с ^ / v

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz