Карело-Мурманский край. 1932, N1-2.

52 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ № 1— 2 Выбор места для ветродвигателя За последнее время от отдельных колхозов в Карель­ ский Научно-Исследовательский Институт поступает ряд запросов о возможности установки в том или ином пункте ветродвигателя, а поэтому настоящая статья ста­ вит своей целью дать краткие указания относительно выбора места для ветросиловой установки. Место для установки ветродвигателя должно быть найдено по возможности ровное, возвышенное и вдали от строений и леса. Неровности земной поверхности вызы­ вают в воздушном потоке образование различного рода вихрей, которые главным образом развиваются в подвет­ ренной части препятствия. На рис. 1 приводится фото­ графический снимок для отдельно стоящего препятствия, полученный С. Л. Бастамовым в аэродинамической трубе в Кучине. Приведенная фотография показывает, что перед препятствием воздушный поток слабо возмущается и только позади его образует значительный вихрь, отры­ вающийся от препятствия и уносящийся воздушным по­ током по направлению ветра. В силу завихренности атмосферы структура ветра не сплошная. Он дует толчками, отделенными друг от друга более слабыми порывами, а иногда даже штилем. Скорость ветра в дан­ ный момент может быть на 50—7 0% больше или меньше ее средней величины, причем эти толчки, из которых состоит ветер, весьма коротки (0 ,5—2,0 секунды) и не­ прерывно меняются как по амплитуде, так и по напра­ влению. Ясно, что, чем больше препятствий на пути потока, тем сильнее развиваются вихри и тем больше становится порывистость в таком потоке. На рис. 2 дается картина линий токов при обтекании воздушнь м потоком возвышенности в виде хребта. Из при­ веденного рисунка видно, что линия тока почти пол­ Ш ;шшш f . *V:г ; т . ' ' s' г' ikčm Рис. 1. ностью следует изгибу возвышенности у самой поверх­ ности земли. Отсюда следует, что в промежутке между вершиной хребта и верхним, мало деформированным слоем должно проходить увеличенное количество воздуха относительно более верхних слоев, и таким образом ско­ рость потока на вершине описываемого препятствия должна значительно возрастать. Весьма интересны результаты измерений силы ветра над дюнами и у их основания, где разность высот дости­ гала 5 м . Нижеприведенные данные таблицы показывают, Рис. 3. г * * - ‘VV ■ - • 4*’* ■'г Ри'’. 4. что разность в скорости над дюнами и у их основания даже при весьма больших’скоростях ветра составляет 20% . Средняя скорость над дюнами 4,0 4,3 4.6 5.7 13,4 16.0 Отношение скорости у основания дюн к скорости пяд дюнами 64°/0 67»/„■ 71®/« 76% 84° о 80»/„ Что касается обтекания воздушным потоком отдельно стоящих вершин, то оно происходит несколько иначе, чем обтекание возвышенности, имеющей форму гребня. В случае, если на 100 м высоты градиент температуры не превышает 1°, то воздушный поток, встречая на своем пути отдельно стоящую вершину, стремится ее обойти в горизонтальном уровне, но не переходить через него. Следовательно, скорость потока по сторонам холма зна­ чительно выше скорости на равном месте. Особенно сильным становится возгушный поток между двумя возвышенностями, так как здесь усиление потока вызывается одновременным действием обоих холмов. Сильное задерживающее влияние на обтекающий воз­ душный поток оказывают лес, строения и прочие препят-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz