Карело-Мурманский край. 1932, N1-2.
52 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ № 1— 2 Выбор места для ветродвигателя За последнее время от отдельных колхозов в Карель ский Научно-Исследовательский Институт поступает ряд запросов о возможности установки в том или ином пункте ветродвигателя, а поэтому настоящая статья ста вит своей целью дать краткие указания относительно выбора места для ветросиловой установки. Место для установки ветродвигателя должно быть найдено по возможности ровное, возвышенное и вдали от строений и леса. Неровности земной поверхности вызы вают в воздушном потоке образование различного рода вихрей, которые главным образом развиваются в подвет ренной части препятствия. На рис. 1 приводится фото графический снимок для отдельно стоящего препятствия, полученный С. Л. Бастамовым в аэродинамической трубе в Кучине. Приведенная фотография показывает, что перед препятствием воздушный поток слабо возмущается и только позади его образует значительный вихрь, отры вающийся от препятствия и уносящийся воздушным по током по направлению ветра. В силу завихренности атмосферы структура ветра не сплошная. Он дует толчками, отделенными друг от друга более слабыми порывами, а иногда даже штилем. Скорость ветра в дан ный момент может быть на 50—7 0% больше или меньше ее средней величины, причем эти толчки, из которых состоит ветер, весьма коротки (0 ,5—2,0 секунды) и не прерывно меняются как по амплитуде, так и по напра влению. Ясно, что, чем больше препятствий на пути потока, тем сильнее развиваются вихри и тем больше становится порывистость в таком потоке. На рис. 2 дается картина линий токов при обтекании воздушнь м потоком возвышенности в виде хребта. Из при веденного рисунка видно, что линия тока почти пол Ш ;шшш f . *V:г ; т . ' ' s' г' ikčm Рис. 1. ностью следует изгибу возвышенности у самой поверх ности земли. Отсюда следует, что в промежутке между вершиной хребта и верхним, мало деформированным слоем должно проходить увеличенное количество воздуха относительно более верхних слоев, и таким образом ско рость потока на вершине описываемого препятствия должна значительно возрастать. Весьма интересны результаты измерений силы ветра над дюнами и у их основания, где разность высот дости гала 5 м . Нижеприведенные данные таблицы показывают, Рис. 3. г * * - ‘VV ■ - • 4*’* ■'г Ри'’. 4. что разность в скорости над дюнами и у их основания даже при весьма больших’скоростях ветра составляет 20% . Средняя скорость над дюнами 4,0 4,3 4.6 5.7 13,4 16.0 Отношение скорости у основания дюн к скорости пяд дюнами 64°/0 67»/„■ 71®/« 76% 84° о 80»/„ Что касается обтекания воздушным потоком отдельно стоящих вершин, то оно происходит несколько иначе, чем обтекание возвышенности, имеющей форму гребня. В случае, если на 100 м высоты градиент температуры не превышает 1°, то воздушный поток, встречая на своем пути отдельно стоящую вершину, стремится ее обойти в горизонтальном уровне, но не переходить через него. Следовательно, скорость потока по сторонам холма зна чительно выше скорости на равном месте. Особенно сильным становится возгушный поток между двумя возвышенностями, так как здесь усиление потока вызывается одновременным действием обоих холмов. Сильное задерживающее влияние на обтекающий воз душный поток оказывают лес, строения и прочие препят-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz