Карело-Мурманский край. 1932, N1-2.

16 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ № 1—2 бумажный комбинат, ежегодно дающий 50 тыс. т крафт- бумаги, необходимой для выработки тары Карельскому Северному химкомбинату. Значительно расширяется консервная промышленность. Кандалакшский рыбкомбинат вместе с Сорокским кон­ сервным заводом будут давать ежегодно 39 милл. банок рыбоконсервов. Увеличивающаяся потребность в сырье будет покрываться ростом лова в 3 раза, за счет меха­ низации рыбного промысла, применения усовершенство­ ванных орудий лова и перехода на активный глубин­ ный лов. Колоссальный рост промышленного строительства по­ требует широкого развертывания промышленности строй­ материалов. По наметкам второй пятилетки по низовой промыш­ ленности намечается постройка в Кандалакшском районе фабрики строительных деталей, стандартных домов и до 5 кирпичных заводов, дающих десятки миллионов кир­ пича в год, постройка кузнечно-слесарных, столярных и др. мастерских для обслуживания местных нужд. Основной задачей сельского хозяйства АКССР является обеспечение к 1937 году всего населения Республики молоком, молочными продуктами, овощами, картофелем, свининой и частично другими продуктами. Осуществле­ ние этой задачи должно будет сопровождаться постепен­ ным продвижением сельско-хозяйственного производства на север. Около Кандалакши будут построены совхозы— крупный молочно-огородный и оленеводческий. Широкие перспективы развития промышленности воз­ лагают на транспорт весьма ответственные задачи. Весь транспорт подлежит коренной реконструкции. Мурман­ ская ж. д. будет электрофицирована, причем участок Кандалакша-Мурманск— в первую очередь. От Кандалакши вверх по реке Ниве, от ж.-дор. стан­ ций до Ковдских заводов, Княжей губы, Черной реки должно быть открыто регулярное автодвижение. Станет необходимым и возможным установление еже­ дневного пароходного сообщения по побережью Белого моря и прямой пароходной связи с Петрозаводском и Ленинградом. Рост промышленности и грузооборота по­ требует постройки в Кандалакше крупного морского порта. Вопрос о воздушном сообщении уже решен, и это решение осуществится в недалеком будущем. Осуществление широких перспектив социалистиче­ ского строительства потребует большевистских темпов в подготовке кадров. Кроме всеобщего обязательного обучения в объеме школы II ступени, потребуется организовать ряд спе­ циальных учебных ^заведений (химический, электротехни-' ческий, рыбный техникумы). Промышленный подъем вызовет огромный рост насе­ ления в районе. В Кандалакше выстроится город на 100 000 жителей с хлебозаводом, фабрикой -кухней и всеми другими соору­ жениями, свойственными социалистическому городу, рас­ считанному на культурно-бытовое и материальное удовле­ творение растущих потребностей трудящихся. Город Кандалакша станет крупнейшим в Карелии про­ мышленным и культурным центром и очагом по созда­ нию национальных пролетарских кадров, с рядом техни­ кумов, рабфаков и вероятным развитием в дальнейшем высших учебных заведений. Блестящие перспективы района не осуществятся само­ теком. Требуется колоссальное напряжение сил рабочего класса, большевистские темпы в работе и подлинные со­ циалистические методы труда. Ф. Поттоев. К вопросу о реконструкции Мурманской дороги Мурманская дорога является единственным железно* дорожным путем, соединяющим незамерзающий Мур­ манский порт с Ленинградом и Сибирью. В 1932 г. по Мурманской ж. д. намечено по плану к перевозке 14900 тыс. тонн и 8300 тыс. пассажи­ ров. Динамика роста перевозок по дороге иллюстри­ руется ниже приводимыми цифрами. Перевезено грузов (тыс. тонн) Рост в % 1922—23 1817 100 19 2 9 -3 0 7616 419 1932 14900 820 Перевезено пассажиров 1 9 2 2 -2 3 1354 100 1931 7500 555 1932 8300 613 Если перевозки грузов и пассажиров нарастали бы­ стрыми темпами, то техническая перевооруженность до­ роги этим темпам не отвечала. Средства на капитало­ вложения отпускались чрезвычайно ограниченно. В пе­ риод 1922/23 — 27/28 гг., т. е. за 6 лет, капиталовло­ жения, считая и жилстроительство, составляли около 19 миллионов рублей, или по 3,2 млн. в среднем в год. Начиная с 1928/29 г., средства отпускались в боль­ ших размерах, однако, и к настоящему времени дорога находится в таком техническом состоянии, что оно да­ леко не отвечает тем требованиям, которые к ней пред- являются чрезвычайно бурным экономическим развитием севера. Отсюда как следствие — ряд решений высших пар­ тийных и правительственных органов о необходимости усиления пропускной и провозной способности Мур­ манской дороги. Увеличить техническую мощь дороги необходимо еще и потому, что в общем процессе хозяйственного разви­ тия страны грузы, перевозимые Мурманской ж. д., играют огромнейшее значение (апатито-нефелиновые породы, лес, стройматериалы, топливо, рыба, импорт, экспорт и т. д.). Выполняя решение июньского пленума ЦК ВКП(б) о необходимости увеличения пропускной способности Мурманской дороги, дирекция проработала ряд вариан­ тов реконструкции. В основу для проработки вариантов был положен грузооборот, начиная с 1932 и кончая 1937 г. Размеры грузооборота были проработаны с плановыми органами Карелии, Ленинградской области и крупнейшей клиенту­ рой и в августе 1931 г. согласованы с НКПС. Общий тоннаж подлежащего к перевозке груза на 1937 г. ис­ числен в 3 5—38 миллионов тонн.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz