Карело-Мурманский край. 1931, N9-10.

6 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ № 9 - 1 0 Кандалакша. — Постройка больницы. продукции. Постройка заводов в Кандалакше разрешает задачу транспортировки отбросов непосредственно в море. Кроме того, при проектировании химических произ­ водств, в особенности из новых продуктов-минералов, обязательно необходимо иметь в виду возможное развитие в дальнейшем смежных и побочных производств, пол­ ностью использующих все газы, тепло, шламы и т. д. Следовательно, расположение заводов на той или другой территории должно предусматривать дальнейшее расширение для организации побочных производств. В отношении транспорта Кандалакша, в противовес Апатитам, расположена на узле железнодорожных грузов вспомогательного сырья и топлива с юга, основ­ ного сырья— с севера и морских потоков вспомогатель­ ного сырья и топлива. Как уже отмечалось выше, перевозки вспомогатель­ ного сырья дальше Кандалакши на север, с перевалкой в Кандалакше с моря на железную дорогу, вызывают значительные излишние расходы. В то же время пере­ валка грузов—готовых продуктов с заводов на железную дорогу с доставкой в Кандалакшу и обратной перевал­ кой там с железной дороги на воду является нецелесо­ образной. Расположение заводов, изготовляющих сотни ѵысяч тонн грузов, между двух видов транспорта— водного и железнодорожного с возможностью одновременно гру­ зить продукцию и разгружать сырье и топливо на обе артерии, минуя излишние перегрузки,— является идеаль­ ным. Это положение вполне разрешимо в Кандалакше и невозможно в Апатитах или другом месте. Внутризаводский транспорт в Кандалакше может быть разрешен путем устройства складов грузов на ко­ лесах и в баржах, с одной стороны, и путем каскадного строительства цехов, с другой. Доставку сырья, топлива и подсобных продуктов на расстоянии от 100—250 км можно организовать без перегрузки на склады предприятия прямо в бункера производственных цехов. Подсчет стоимости складочных сооружений и их эксплоатации и перегрузочных расхо­ дов показывает, что выгоднее иметь некоторые излишние количества вагонов и барж, заменяя ими стационарные склады. Так как перевозка основного сырья на участке Хиби- ногорск—Кандалакша происходит по линии продвижения к конечному потребителю (центральные районы Союза) и так как потоки подсобного сырья и топлива морским путем и по железной дороге идут в порожнем направ­ лении, то решение о постройке химических заводов в Кандалакше, с точки зрения транспортных условий, является единственно правильным. На решение в выборе места под постройку больших производственных предприятий влияет величина площадки и слагающие ее грунты. Кандалакшская площадка, от лесопильного завода до впадения Нивы в море и от жел. дор. станции до залива, имеет около 5 кв. км. Грунт в основном сложен из моренных ледниковых отложений и достаточно прочен для строительства больших соору­ жений. Площадка Апатиты—Имандра также достаточна по величине, но по качеству грунта значительно менее удобна. Площадь ф<оло Апатитов заболочена или покрыта торфяником. На освоение Кандалакшской площадки в сравнении с Апатитами потребуется значительно меньше затрат, даже с учетом расходов по переносу жилых помещений поселка Кандалакши. Местными строи­ тельными материалами Кандалакша обеспечена в более высокой степени, чем Апатиты. Произведенная текущим летом шурфэвка и топогра­ фическая съемка Кандалакшской площадки дают воз­ можность скорее освоить этот участок для начала строительства. Расположение предприятий между железно­ дорожной станцией (отметка 40 метров) и Белым морем (отметка 0) дает возможность использовать уклон мест­ ности, упростив и сократив внутризаводский транспорт. При выборе площадки для строительства необходимо учесть, не будет ли целесообразным использовать ее в перспективе для других нужд. С этой стороны исполь­ зование Кандалакшской площадки и гидроэнергии рек Нивы, Ковды и Умбы целесообразнее всего будет для постройки алюминиевого и фосфорных заводов. Хиби- ногорск по рельефу местности и по ряду условий, ука­ занных в начале нашей статьи, должен быть использован для обслуживания горно-обогатительного дела. Насажде­ ние каких-либо других производств в Хибиногорске и Кандалакше может затормозить, по условиям предела выработки электроэнергии, максимально возможное раз­ витие переработки апатита-нефелина. Возможное развитие горной промышленности Монче- Тундры, по всей вероятности, пойдет по пути горной добычи и обогащения с последующей переработкой в Ленинграде. Выдвигавшиеся было соображения о постройке хими­ ческих заводов в Княжой-Губе или Колвице отпадают по .условиям значительно меньшей выгодности по сравне­ нию с Кандалакшей и несравненно большей трудности по первоначальному освоению. Подводя итог всему сказанному, необходимо остано­ виться на Кандалакшской площадке для строительства заводов окиси алюминия, фосфора, фосфорной кислоты, и суперфосфата с переработкой шламов. Общий генеральный план развития производств, транс­ порта, водоснабжения, электроснабжения, пара, теплофи­ кации, связи и жилищно-коммунальных сооружений дол­ жен быть поставлен во главу угла при строительстве по очередям. Только при условии проработки общего генерального плана возможно развертывать проектирование и стройку отдельных частных узлов и итти от общего к частному, ни в коем случае не допуская строительства без учета общего развития. В. Кондриков

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz