Карело-Мурманский край. 1931, N9-10.

№ 9— 10 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ 59 „Малыгин" на Земле Франца-Иосифа Первые поездки туристов в Арктику были организо­ ваны в конце прошлого века, когда в связи с блестя­ щим окончанием экспедиции Нансена на „Фраме“ (1893 —96), интерес к полярным странам в широких кругах населения необычайно возрос. Первый пароход с арктическими туристами, которым командовал спо­ движник Нансена капитан Отто Свердруп, посетил запад­ ные б е р е г а Шпицбергена. С тех пор арк­ т и ч е с к и й ту­ ризм стал раз­ виваться, и в последние го­ ды германские компании на­ ч али о т п р а ­ влять в Аркти­ ку б о л ьш и е океанские па­ р о х о ды , рос­ кошно и ком­ ф о р т а б е л ь н о обставленные. О д н а к о , все эти п о е з д к и неизменно ог­ раничивались п о с ещ е н и е м Шпицбергена. Э т о понятно, п о т о м у что Ш п и ц б е р г е н является наи­ более л е г к о доступной зем­ лей Арктики, благодаря проходящей недалеко от его запад­ ных берегов мощной ветви теплого Атлантического тече­ ния. Именно в связи с последним обстоятельством Шпиц­ берген стал довольно быстро осваиваться человеком, здесь началась разработка каменного угля в промышлен­ ном масштабе, появилось постоянное население, прожи­ вающее па острове не только летом, но и зимой, заро­ дились даже города. Все это в заметной степени отли­ чает западный Шпицберген от остальной Арктики, где деятельность человека еще только начинается, и, в осо­ бенности, от „глубокой" Арктики, куда человек только изредка дерзает заглянуть. Между тем именно эти дев­ ственные районы полярных стран с особенной силой привлекают к себе человека. Однако,,для того, чтобы забраться в глубокую неиз­ веданную Арктику, нужны соответствующие средства, которыми западно-европейские пароходные компании не обладают. Может быть, многим еще памятен случай, когда гигант „Монте-Сервантес" при встрече у бере­ гов Шпицбергена с довольно невинной льдиной получил такую серьезную пробоину, что ему спешно пришлось звать на помощь „Красина". Для „Монте-Сервантесов" ворота в сердце Арктики закрыты. Здесь нужен не океанский гигант, а ледокол. Здесь лозунг „роскошь и комфорт" должен быть заменен лозунгом „сила и уве­ ренность". Советская Арктика до сих пор почти не посещалась туристами, если не считать отдельных немногочисленных плаваний зверобойных судов, зафрахтованных богатыми спортсменами и любителями-охотниками, как, например плавание герцога Орлеанского в 1909 году на Землю Франца-Иосифа; плавание герцога Мединачелли к этому же архипелагу в следующем году и некоторые другие. В связи с тем новым интере­ сом, который в п о с л е д н и е годы уделяется Арктике и ко­ торый до из­ вестной степе­ ни объясняется успешным при­ менением в по­ л я р ных стра­ нах воздушных средств сооб­ щения, н а ч и ­ нание государ­ ственного ак- ц и о н е р н о го о - в а „И н т у ­ р и с т " — дать в о зм ож н о с т ь иностранным туристам поз­ накомиться с далекими рай­ онами С о в е т ­ ской Арктики и в е д ущ е й с я там интенсив­ ной научно-исследовательской работой, следует приз­ нать вполне своевременным. Для осуществления этого первого в истории Советской Арктики туристского рейса был зафрахтован ледокольный пароход „Малы­ гин". хорошо известный по своим многочисленным пла­ ваниям в Карском море и своему походу в тяжелых льдах для оказания помощи „Италии" в 1928 году. „Малыгин”, под командой капитана Д. Т. Ч е р т к о в а , вышел из Архангельска 19 июля. На следующий день на выходе из Белого моря, курс был взят прямо на Землю Франца-Иосифа. Баренцево море встретило нас неприветливо. Дул норд-ост и все было окутано в гу­ стой молочный туман. Исключительно густые туманы преследовали нас в течение всей экспедиции. Вероятно, их следует поставить в связь с необычайно теплым л е ­ том, которое в текущем году наблюдалось в приатланги- ческой части Арктики. В открытом море туманы мало мешали нашему продвижению: в этих пустынных водах риск натолкнуться в тумане на судно практически равен нулю, а потому мы шли полным ходом. Зато не мало крови испортили нам туманы в дальнейшем, когда „Ма­ лыгин" пробирался по узким проливам Земли Франца- Иосифа. Измерения температуры морской воды, производив­ шиеся через каждый час, показывали, что текущим летом Баренцово море прогрето значительно больше, к ЦЙ® Г#.? JP? „ЛЦ-127“ перед посадкой в бухте Тихой.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz