Карело-Мурманский край. 1931, N9-10.

4 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ № 9— 10 Северный химический комбинат (О выборе места под постройку химических заводов на базе апатито-нефелинового сырья) Общий генеральный план развития апатито-нефелино­ вого дела, составіенный в самом начале деятельности треста, предусматривал последовательность превращения из горного в горно-обогатитеаьное и горно-химическое дело. Качественный и количественный размах строитель­ ства и производства требовал своевременного выбора строительных площадок. Руководство треста Апатит еще в декабре 1929 г. пришло к выводу, что наиболее под­ ходящим местом для строительства химических заводов является Кандалакша. Решения Президиума ВСНХ от 18 августа и СТО от 3 сентября т. г. окончательно санкционировали меро­ приятия по строительству крупнейших в Союзе заводов окиси алюминия, фосфорных и суперфосфатных на базе апатитов и нефелинов и тем самым перенесли вопрос в плоскость практического осуществления строительства. Общая схема химических производств определяется следующими основными факторами: наличие определен­ ного сырья и количество гидроэнергии, причем послед­ нее является лимитом для количественного развития комбината. Намечающиеся к постройке заводы будут продуциро­ вать окись алюминия, фосфор, фосфорную кислоту, суперфосфат, термофосфат, соду, цемент и стекольные изделия в следующих, примерно, количествах в год: Окись алюминия........................ 100 тыс. тонн Высококонцентрированные фосфорные т у к и ................... 1000 „ Ц ем е н т ........................................... 400 „ С т е к л о ........................................... 600 „ „ Годовая стоимость продукции составит около 200 мил­ лионов рублей. Предположенный к постройке в первую очередь завод будет вырабатывать окись алюминия с перенесением дальнейшей обработки в другие районы Союза. При выборе площадки для строительства необходимо учесть масштаб будущих производств и их взаимную увязку. Решение Президиума ВСНХ совершенно че^ко указы­ вает на необходимость вести строительство с таким расчетом, чтобы завод окиси алюминия на 40 тыс. тонн был заводом первой очереди. Далее предлагается развить в максимальной степени производство высококонцентриро­ ванных фосфорных туков. Следовательно, необходимо выбирать площадку, на которой можно было бы раз­ вернуть в последовательном порядке всю сумму произ­ водств, сосредоточив строительство химических заводов в одном месте, из соображений экономии в строитель­ стве и рентабельности дальнейшей эксплоатации. При выборе места новостройки сопоставлялись две площадки в районе Хибиногорска и Кандалакши. Идея создания химического производства в Хибино- горске должна быть отвергнута в самом начале, так как Хибиногорская площадка по своей величине и рельефу исключает возможность постройки больших заводов и дальнейшего их расширения. К тому же решающим отрицательным моментом является отсутствие в Хибино- горске достаточного количества воды, как для производ­ ственных нужд, так и для работающих. Сырье для химических производств будет итти не только с гор Кукисвумчорр и Юкспор, но и с Расвум- чорра и, таким образом, по транспортным потокам минует Хибиногорск. Следовательно, сравнивать Кандалакшу возможно только с районом, близ лежащим к ст. Апа­ титы, на берегу озера Имандры, в 20 км от Хибино­ горска. Для производства окиси алюминия нефелиновый концен­ трат с Хибиногорской обогатительной фабрики должен доставляться железной дорогой как до ст. Апатиты (20 км), так и до ст. Кандалакша (120 км), причем основные затраты по перевозке ложатся на погрузку и выгрузку. Дополнительный пробег в 100 км от ст. Апатиты до ст. Кандалакша не является излишним, так как весь нефелиновый концентрат будет переработан в готовые продукты (алюминий и цемент), которые все равно должны будут провозиться по этому же направлению. По тем же причинам апатитовое сырье для произ­ водства фосфорных продуктов не будет иметь излишних перевозок, так как будет полностью переработано в гото­ вые продукты на площадке, лежащей на пути следова­ ния в районы потребления. Вспомогательное сырье, значение которого в добыче и транспортировании обычно недооценивается, требует пристального к себе внимания. Для производства 1 тонны окиси алюминия требуется 3— 4 тонны извести, следо- ватедьно, добыча и подвоз 300—400 тыс. тонн извести в год должны иметь решающее значение. Известное в районе Кукас-озера месторождение из­ вести находится в 100 к м южнее Кандалакши и до­ ставка ее до ст. Апатиты, минуя Кандалакшу, вызвала бы в год 40 млн. тонно-километров излишних перевозок и дополнительный расход 200 тыс. рублей. Известь с месторождений, находящихся в районе Архангельска и Онеги, будет доставляться в Канда­ лакшу водным путем. В случае перевозки ее на ст. Апа­ титы одна только перевалка с морского на же­ лезно-дорожный транспорт вызвала бы излишний рас­ ход в 200 —400 тыс. рублей. Постройка же заводов в Кандалакше на берегу Белого моря дает возможность организовать механизированную подачу с воды непо­ средственно в бункера заводов. Необходимые для производства фосфора 3500 тыс. тонн кварца при перевалке с Белого моря и доставке до Апатитов потребовали бы расход в сумме до 500 тыс. рублей в год. Топливо является решающим фактором в деле вы­ бора места строительства заводов. Технологическое топливо и пар для заводов окиси алюминия и фосфор­ ных потребует доставки ежегодно до 1 млн. тонн воз­ душно-сухого торфа и такого же количества' дров, бри­ кетированных опилок и отходов лесопильного произ­ водства. Запасы торфа, удовлетворяющие масштабам производства, имеются на Южном берегу Кольского по­ луострова и в Северной Карелии в кольце 150— 250 км от Кандалакши. Доставка торфа с Кольского полуострова возможна лишь морским путем, из Северной Карелии— как морским, так и железнодорожным. Дрова и отбросы с лесопильных заводов могут быть получены только из южного полукруга вышеуказанного кольца. В этом

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz