Карело-Мурманский край. 1931, N9-10.
4 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ № 9— 10 Северный химический комбинат (О выборе места под постройку химических заводов на базе апатито-нефелинового сырья) Общий генеральный план развития апатито-нефелино вого дела, составіенный в самом начале деятельности треста, предусматривал последовательность превращения из горного в горно-обогатитеаьное и горно-химическое дело. Качественный и количественный размах строитель ства и производства требовал своевременного выбора строительных площадок. Руководство треста Апатит еще в декабре 1929 г. пришло к выводу, что наиболее под ходящим местом для строительства химических заводов является Кандалакша. Решения Президиума ВСНХ от 18 августа и СТО от 3 сентября т. г. окончательно санкционировали меро приятия по строительству крупнейших в Союзе заводов окиси алюминия, фосфорных и суперфосфатных на базе апатитов и нефелинов и тем самым перенесли вопрос в плоскость практического осуществления строительства. Общая схема химических производств определяется следующими основными факторами: наличие определен ного сырья и количество гидроэнергии, причем послед нее является лимитом для количественного развития комбината. Намечающиеся к постройке заводы будут продуциро вать окись алюминия, фосфор, фосфорную кислоту, суперфосфат, термофосфат, соду, цемент и стекольные изделия в следующих, примерно, количествах в год: Окись алюминия........................ 100 тыс. тонн Высококонцентрированные фосфорные т у к и ................... 1000 „ Ц ем е н т ........................................... 400 „ С т е к л о ........................................... 600 „ „ Годовая стоимость продукции составит около 200 мил лионов рублей. Предположенный к постройке в первую очередь завод будет вырабатывать окись алюминия с перенесением дальнейшей обработки в другие районы Союза. При выборе площадки для строительства необходимо учесть масштаб будущих производств и их взаимную увязку. Решение Президиума ВСНХ совершенно че^ко указы вает на необходимость вести строительство с таким расчетом, чтобы завод окиси алюминия на 40 тыс. тонн был заводом первой очереди. Далее предлагается развить в максимальной степени производство высококонцентриро ванных фосфорных туков. Следовательно, необходимо выбирать площадку, на которой можно было бы раз вернуть в последовательном порядке всю сумму произ водств, сосредоточив строительство химических заводов в одном месте, из соображений экономии в строитель стве и рентабельности дальнейшей эксплоатации. При выборе места новостройки сопоставлялись две площадки в районе Хибиногорска и Кандалакши. Идея создания химического производства в Хибино- горске должна быть отвергнута в самом начале, так как Хибиногорская площадка по своей величине и рельефу исключает возможность постройки больших заводов и дальнейшего их расширения. К тому же решающим отрицательным моментом является отсутствие в Хибино- горске достаточного количества воды, как для производ ственных нужд, так и для работающих. Сырье для химических производств будет итти не только с гор Кукисвумчорр и Юкспор, но и с Расвум- чорра и, таким образом, по транспортным потокам минует Хибиногорск. Следовательно, сравнивать Кандалакшу возможно только с районом, близ лежащим к ст. Апа титы, на берегу озера Имандры, в 20 км от Хибино горска. Для производства окиси алюминия нефелиновый концен трат с Хибиногорской обогатительной фабрики должен доставляться железной дорогой как до ст. Апатиты (20 км), так и до ст. Кандалакша (120 км), причем основные затраты по перевозке ложатся на погрузку и выгрузку. Дополнительный пробег в 100 км от ст. Апатиты до ст. Кандалакша не является излишним, так как весь нефелиновый концентрат будет переработан в готовые продукты (алюминий и цемент), которые все равно должны будут провозиться по этому же направлению. По тем же причинам апатитовое сырье для произ водства фосфорных продуктов не будет иметь излишних перевозок, так как будет полностью переработано в гото вые продукты на площадке, лежащей на пути следова ния в районы потребления. Вспомогательное сырье, значение которого в добыче и транспортировании обычно недооценивается, требует пристального к себе внимания. Для производства 1 тонны окиси алюминия требуется 3— 4 тонны извести, следо- ватедьно, добыча и подвоз 300—400 тыс. тонн извести в год должны иметь решающее значение. Известное в районе Кукас-озера месторождение из вести находится в 100 к м южнее Кандалакши и до ставка ее до ст. Апатиты, минуя Кандалакшу, вызвала бы в год 40 млн. тонно-километров излишних перевозок и дополнительный расход 200 тыс. рублей. Известь с месторождений, находящихся в районе Архангельска и Онеги, будет доставляться в Канда лакшу водным путем. В случае перевозки ее на ст. Апа титы одна только перевалка с морского на же лезно-дорожный транспорт вызвала бы излишний рас ход в 200 —400 тыс. рублей. Постройка же заводов в Кандалакше на берегу Белого моря дает возможность организовать механизированную подачу с воды непо средственно в бункера заводов. Необходимые для производства фосфора 3500 тыс. тонн кварца при перевалке с Белого моря и доставке до Апатитов потребовали бы расход в сумме до 500 тыс. рублей в год. Топливо является решающим фактором в деле вы бора места строительства заводов. Технологическое топливо и пар для заводов окиси алюминия и фосфор ных потребует доставки ежегодно до 1 млн. тонн воз душно-сухого торфа и такого же количества' дров, бри кетированных опилок и отходов лесопильного произ водства. Запасы торфа, удовлетворяющие масштабам производства, имеются на Южном берегу Кольского по луострова и в Северной Карелии в кольце 150— 250 км от Кандалакши. Доставка торфа с Кольского полуострова возможна лишь морским путем, из Северной Карелии— как морским, так и железнодорожным. Дрова и отбросы с лесопильных заводов могут быть получены только из южного полукруга вышеуказанного кольца. В этом
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz