Карело-Мурманский край. 1931, N9-10.

52 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ № 9—10 ни словом не обмолвился и относительно последую­ щей линии поведения „союзников" после занятия ими края (расстрелы членов Совета в Кеми, разгром органи­ заций моряков, железнодорожников, профсоюзов и т. д.). Автор не может оправдать все эти упущения не­ достатком материалов, особенно после выхода в свет работы М. С. Кедрова „Без большевистского руководства насыщенной богатейшими данными из архивных и пр. первоисточников. Игнорировать же Мурманский период подготовки интервенции, — значит не дооцениіать его значения. Во вторых, к общим недостаткам книги необходимо отнести или абсолютно слабое освещение, или почти полное забвение таких моментов, как состояние бело­ гвардейского тыла, разложение белой армии, карательная и тюремная практика миллеровіцины, деятельность крас­ ных партизан, оперативные действия белой и Красной Армии, ход ликвидации северного фронта, восстание рабочих в Мурманске и т. п. Ограничиваясь приведенными замечаниями в части общих недостатков книги тов. Минца, мы считаем необходимым разобрать отдельные места его работы. На 28 странице, на основе книі и Вильямс Хорд о Робинсе, автор описывает историю оказания помощи со стороны американцев Каледину в конце декабря нового стиля 1917 года в виде попытки перевезти из Петрограда в Ростов 70 американских автомобилей, но документам Френсиса, который, будучи приперт к сгенке офици­ альным требованием советских властей, выступавших в Петроі радском совете, „прервать золотое молчание" изобрел какую то романтическую историю: автомобили, мол, предназначались для вывоза через Северный Кав­ каз румынской королевы с двором, которым угрожало якобы немецкое пленение. В примечании к данному месту книги автор указывает со ссылкой на Шумана, автора книги American Policy towards Russia since 1917, что Френсис пытался по выходе в свет книги Вильяма Хорд опровергнуть всю эту историю, но Робинс разоблачил его попытку в прессе. Мы останавливаемся на данном эпизоде главным образом для того, чтобы более подробно осветить его на основе советских источников. В „Известиях ЦИК и Петроградского Совета Рабочих и Солдатских Депутатов 1 от 8 , 10 и 11 декабря (по ст. ст.) за № 247, 248 и 249 настоящая комбинация с автомобилями была вскрыта документально. Оказалось, что вообще дело с автомобилями было темной историей. 80 автомобилей (72 санитарных и 8 легких грузовиков фирмы Форда и Тальбот), о которых идет речь, посту­ пили в безвозмездное распоряжение американской миссии Красного Креста только накануне Октябрьской рево­ люции 24 октября /6 ноября 1917 г. от русскою Крас­ ного Креста. До того они предназначались для Сибирских русских полков. Душа всей этой темной комбинации полковник Колпашников до революции состоял при Рус­ ском посольстве в Вашингтоне, после революции его прикормило американское посольство в России, исполь­ зовав в работе американской миссии Красного Креста. Колпашников оказался активным участником Корнилов­ ского заговора, был в непосредственных сношениях с Калединым и Алексеевым, член контр-революционных организаций после октябрьского периода „Военной лиги“ и „союза Георгиевских Кавалеров". Вот какого матерого контр-революционера держал у себе на службе г. американский посол Давид Френсис! Согласно удостоверений Френсиса, выданных на имя Колпашникова от 19—ХІ/І—XII и 1/14—XII— 17 г., поезд с автомобилями должен был направляться в Румынию, в Яссы, в распоряжение Андерсена, главы американской миссии Красного Креста. Из письма члена указанной миссии Теркинса от 4/17—X II1917 г., адресованного Андерсену, можно констатировать ряд моментов, доказывающих, что ранее имелся какой-то план перевозки румынского двора, но из этого же письма можно усмотреть другое, а именно, что к тому времени всякая опасность румынскому двору миновала, и следовательно не было никакой необходи­ мости в направлении этих автомобилей для предназна­ чавшейся цели. Между тем Колпашпиковым 5/18—XII— 17 г. была получена телеграмма Андерсена с предложением на­ править автомобили в Ростов на Дону, находившийся в полосе влияния генерала Каледина. Таким образом становилось ясно, для кого предназначались указанные автомобили, и советское правительство не замедлило наложить арест как на имущество, так и на непосред­ ственных исполнителей этой темной контрреволюционной аферы. В известиях Петроградского Совета № 249 от 11 XII (ст. ст.) 1917 г. Френсис в своем заявлении пытался доказать свою непричастность к данному делу, утверждая, что автомобили должны были пойти в Яссы, а не в Ростов Правда, в этом заявлении нет ни малей­ ших намеков относительно использования их для вывоза румынского двора. Все объяснения в этом заявлении Френсиса настолько необоснованы, что советская печать нашла их неудовлетворительными и требовала от посла более откровенных признаний. Но пойманный с полич- ными империалистический жулик и разбойник нашел более удобным умолчать и заняться очередными анти­ советскими трюками. Следующие наши замечания будут относиться к той части книги тов. Минца, где говорится о развертывании событий на Мурмане. Здесь с рядом фактов, с их. оцен­ кой никак нельзя согласиться. Прежде всего тов. Минц на 42 стр. пишет: „Эскадра, стоявшая в Мурманском порту, с согласия советского правительства, имела задачей бороться против немецких попыток продвинуться к незамерзающему порту в Мур­ манске. Эту-то эскадру английское командование решило сделать своей базой". Все верно за исключением, глав­ ного, что якобы советское правительство дало свое со­ гласие на использование эскадры для борьбы против немцев. Н е б ы л о т а к о г о с о г л а с и я п р а в и т е л ь ­ с т в а . В первомартовские дни, в период немецкого наступ­ ления, и м е л и с ь у к а з а н и я Т р о ц к о г о Мурман­ скому Совдепу использовать всякую помощь союзников для отражения наступающих немцев. Телеграмма Троцкого еще не есть согласие сов. правительства, тем более что упомянутая д и р е к т и в а Т р о ц к о г о ш л а в р а з р е з о с н о в н о й л и н и и п а р т и и . И к а к и з в е с т н о , в д а л ь н е й ш е м т ов . С т а л и н у п р и ш л о с ь д а в а т ь д р у г и е д и р е к т и в ы М у р с о в д е п у д л я в ы п р а в л е н и я о б щ е й п а р т и й н о й л и н и и п о о т н о ш е н и ю к и м п е р и а л и с г а м. К тому же в то время ни­ какой опасности Мурманску и ж. д. со стороны нем­ цев не существовало, как и вообще никогда не су­ ществовало непосредственной немецкой угрозы на Мурмане. Мартовская и апрельская экспедиция вели- кофинна полковника Мальм представляла собою не более как глубокую разведку белофинского командова­ ния в лице Маннергейма в сторону Карелии и попытку белофинского руководства сколотить единый к-p. блок

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz