Карело-Мурманский край. 1931, N9-10.
40 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ 1 тюк — 1-11 коп. Другой вид наживки — песчанка — весит меньше, но она стоит дороже и стоимость этой наживки для тюка равча стоимости мойвы. Дальше идет обработка тюков: отбивка их, т. е. рас путывание после предыдущего лова, и развеска для про сушивания и наживление, т. е. насаживание наживки на крючки. Этим делом занимаются маленькие рабочие — „зуйки“, дети 1 1 - 1 5 лет, редко — взрослые. В послед ние годы за отвивку 1 тюка зуйкам платят 20 — 25 коп., за наживление — столько же; в среднем то и другое вместе обходится 1 45 коп. Расход снасти исчисляется из расчета службы ее 2 Уі года, т. е. годовой % амортизации равен 4 0 . Это при прежней интенсивности лова, когда в сезон сулно в среднем делало 20 выездов в год. Другими словами, расход снасти за 1 выезд в море составляет 2 % . Сред няя стоимость тюка снасти— 18 руб. Следовательно, на 1 тюк за 1 выезд приходится расхода 36 коп. Горючее и смазка по бытовым нормам расхода обхо дится 6 коп. сила-час. При средней длительности выезда 15 часов весь расход па 15-сильный мотор составит 13 р. 50 к. Это при работе 45 тюков. На 1 тюк при ходится 30 коп. Таким образом, все текущие расходы по данным статьям составят 1 руб. 42 кон. Расход по амортизации судна вместе с такелажем и мотором, стоющего 8.000 руб., из расчета службы его в 525 выездов составит для 1 выезда 15 руб. 20 коп. На 1 тюк придется 34 коп. Кроме этого, есть еще расходы по страхованию судна (полтора процента стоимости) и особый сбор (послед ний не всегда). Эти расходы составят около 25 когі. на 1 тюк. Таким образом все расходы могут быть представлены в следующей табличке: 1 . Набивка 31 коп. или 15,4% 3. Отвивка и наживление 45 я » 22,4 „ 4. Расход снасти 36 >» » 17,9 „ 5. Горючее и смазка 30 п » 14,8 „ 6 . Амортизация судна 34 „ „ 16,9 „ 7. Платежи и по сборам 25 „ и 12,6 „ Руб. 2. 01 100 % (кругло 2 рубля). Таким образом все расходы на 1 тюк (180 крючков) снасти на моторном 10 — 12 -тонном боте при машине в 15 сил в среднем равны 2 рублям. Средняя стоимость 1 килограмма рыбы (трески и ее спутников), добываемой рыбаками, равна 11 коп. С л е д о в а т е л ь н о , ч т о б ы о п р а в д а т ь в с е т е к у щ и е р а с х о д ы (кроме оплаты самих рыбаков), н у ж н о , ч т о б ы с р е д н и й у л о в на 1 т ю к б ыл не н и ж е 18 к и л о г р а м м . Аналогично рассуждая относительно судов других іипов, увидим, что затраты на 1 тюк для моторной елы составят 1 руб. 80 коп., для парусной елы — 1 руб. 55 коп., для карбаса— 1 руб. 48 когі. Минимальный улов на 1 тюк, оправдывающий затраты на производство, для этих судов должен быть для мотор ной елы 16 кгр., для парусной—14 кгр., для карбаса —12кгр. Большие моторные бота выпуска 1931 года еще не достаточно испытаны на промысле, по и для них при работе 60 тюков в среднем можно приблизительно опре делить затраты на 1 тюк в 2 руб. 50 коп. (высоки амор тизационные расходы). Необходимый же минимальный улов на 1 тюк должен составить 23 кгр. свежей (нешке- ренной) рыбы. Если заработок 1 ловца определить в 25 рублей за выезд, что не явится высокой оплатой, то стоимость рабочей силы на 1 тюк составит: на 20 -тонном мотор ном боте при 7 работниках и 60 тюках — 2 р. 93 к , при 6 работниках — 2 р. 50 к.; на 10-тонном, при 5 человеках и 45 тюках, — 2 р. 78 к ; на моторной еле, при 3 человеках и 30 тюках —2 р. 50 коп., на парусной еле и парусном беспалубном боте, при 3 чело веках и 25 тюках,— 3 руб.; на карбасе при 2 челове ках и 16 тюках, — 3 р. 12 к. Для получения такого заработка и покрытия всех перечисленных выше расходов необходимо на 1 тюк в среднем вылавливать: на 20 -тонном моторном боте 45 — 49 кгр.,. на 12-тонном— 43 кгр., на моторной еле— 39 кгр., па парусной еле —41 кгр., на карбасе 42 кгр. Эти средние величины для моторных судов немного ниже средней уловистости, определенной исследованиями экономики промысла в 1925 году (Мурманский губ- статотдел) и в 1930 г. (ГОИН), а для парусной— почти совпадают. По этим данным средний для всего сезона улов был: на моторных ботах 50 — 63 кгр., на мотор ной еле— 5 1 — 52, на парусной еле—39 — 44, на кар басе — около 40. Из приведенных цифр на первый взгляд можно сде лать ложный выгод, что лов на судах худшего типа одинаково рентабелен с ловом на судах высшего типа, потому что они требуют приблизительно одинакового количества добычи для покрытия всех расходов и для получения достаточного заработка, приходящихся на единицу снасти. Но это, конечно, не так. Чем судно мощней, тем больше оно делает выездов в море в течение года, тем больше оно имеет снасти и, стало быть, добыча его значительно больше добычи маломощного судна. Например, большой моторный бот может сделать в год 50 — 60 выездов (па удебный и ярусный лов), мотор ная ела 30 —35, парусная ела — 25 — 30, карбас—20. Приведенные исчисления средних расходов на 1 тюк- снасти дают возможность ознакомиться, из чего состоят расходы на прибрежный ярусный лов, как велики они, и сколько в среднем нужно добыть рыбы, чтобы по крыть их и обеспечить рыбаку достаточный заработок, что очень важно знать при хозяйственном расчете. Но необходимо добавить, что часто в течение длительных периодов рыбакам приходится работать при малой.уло вистости, едва оправдывающей текущие затраты. Сму щаться этим не приходится, так как сплошного неуло вистого времени не существует — плохие уловы сме няются хорошими. Кроме этого, гірн большой частоте выездов имеется больше шансов попасть на хорошие косяки рыбы, не прозевать подхода их. Ловить нужно во всякое время — и в периоды малой уловистости и в периоды большой. В особенности это важно теперь, при сплошной коллективизации рыбаче ства, когда десятки судов и сотни рыбаков представ ляют единое целое, способное непрерывно следить за ходом рыбы и во время захватывать движущиеся косяки. При таком положении невозможно будет прозевать под хода рыбы, как это часто быва ю „встарину“. Непрерывный лов, не взирая на степень уловистости,— одно из главных условий выполнения плана. В, Алымов.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz