Карело-Мурманский край. 1931, N9-10.

40 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ 1 тюк — 1-11 коп. Другой вид наживки — песчанка — весит меньше, но она стоит дороже и стоимость этой наживки для тюка равча стоимости мойвы. Дальше идет обработка тюков: отбивка их, т. е. рас­ путывание после предыдущего лова, и развеска для про­ сушивания и наживление, т. е. насаживание наживки на крючки. Этим делом занимаются маленькие рабочие — „зуйки“, дети 1 1 - 1 5 лет, редко — взрослые. В послед­ ние годы за отвивку 1 тюка зуйкам платят 20 — 25 коп., за наживление — столько же; в среднем то и другое вместе обходится 1 45 коп. Расход снасти исчисляется из расчета службы ее 2 Уі года, т. е. годовой % амортизации равен 4 0 . Это при прежней интенсивности лова, когда в сезон сулно в среднем делало 20 выездов в год. Другими словами, расход снасти за 1 выезд в море составляет 2 % . Сред­ няя стоимость тюка снасти— 18 руб. Следовательно, на 1 тюк за 1 выезд приходится расхода 36 коп. Горючее и смазка по бытовым нормам расхода обхо­ дится 6 коп. сила-час. При средней длительности выезда 15 часов весь расход па 15-сильный мотор составит 13 р. 50 к. Это при работе 45 тюков. На 1 тюк при­ ходится 30 коп. Таким образом, все текущие расходы по данным статьям составят 1 руб. 42 кон. Расход по амортизации судна вместе с такелажем и мотором, стоющего 8.000 руб., из расчета службы его в 525 выездов составит для 1 выезда 15 руб. 20 коп. На 1 тюк придется 34 коп. Кроме этого, есть еще расходы по страхованию судна (полтора процента стоимости) и особый сбор (послед­ ний не всегда). Эти расходы составят около 25 когі. на 1 тюк. Таким образом все расходы могут быть представлены в следующей табличке: 1 . Набивка 31 коп. или 15,4% 3. Отвивка и наживление 45 я » 22,4 „ 4. Расход снасти 36 >» » 17,9 „ 5. Горючее и смазка 30 п » 14,8 „ 6 . Амортизация судна 34 „ „ 16,9 „ 7. Платежи и по сборам 25 „ и 12,6 „ Руб. 2. 01 100 % (кругло 2 рубля). Таким образом все расходы на 1 тюк (180 крючков) снасти на моторном 10 — 12 -тонном боте при машине в 15 сил в среднем равны 2 рублям. Средняя стоимость 1 килограмма рыбы (трески и ее спутников), добываемой рыбаками, равна 11 коп. С л е д о в а т е л ь н о , ч т о б ы о п р а в д а т ь в с е т е ­ к у щ и е р а с х о д ы (кроме оплаты самих рыбаков), н у ж н о , ч т о б ы с р е д н и й у л о в на 1 т ю к б ыл не н и ж е 18 к и л о г р а м м . Аналогично рассуждая относительно судов других іипов, увидим, что затраты на 1 тюк для моторной елы составят 1 руб. 80 коп., для парусной елы — 1 руб. 55 коп., для карбаса— 1 руб. 48 когі. Минимальный улов на 1 тюк, оправдывающий затраты на производство, для этих судов должен быть для мотор­ ной елы 16 кгр., для парусной—14 кгр., для карбаса —12кгр. Большие моторные бота выпуска 1931 года еще не­ достаточно испытаны на промысле, по и для них при работе 60 тюков в среднем можно приблизительно опре­ делить затраты на 1 тюк в 2 руб. 50 коп. (высоки амор­ тизационные расходы). Необходимый же минимальный улов на 1 тюк должен составить 23 кгр. свежей (нешке- ренной) рыбы. Если заработок 1 ловца определить в 25 рублей за выезд, что не явится высокой оплатой, то стоимость рабочей силы на 1 тюк составит: на 20 -тонном мотор­ ном боте при 7 работниках и 60 тюках — 2 р. 93 к , при 6 работниках — 2 р. 50 к.; на 10-тонном, при 5 человеках и 45 тюках, — 2 р. 78 к ; на моторной еле, при 3 человеках и 30 тюках —2 р. 50 коп., на парусной еле и парусном беспалубном боте, при 3 чело­ веках и 25 тюках,— 3 руб.; на карбасе при 2 челове­ ках и 16 тюках, — 3 р. 12 к. Для получения такого заработка и покрытия всех перечисленных выше расходов необходимо на 1 тюк в среднем вылавливать: на 20 -тонном моторном боте 45 — 49 кгр.,. на 12-тонном— 43 кгр., на моторной еле— 39 кгр., па парусной еле —41 кгр., на карбасе 42 кгр. Эти средние величины для моторных судов немного ниже средней уловистости, определенной исследованиями экономики промысла в 1925 году (Мурманский губ- статотдел) и в 1930 г. (ГОИН), а для парусной— почти совпадают. По этим данным средний для всего сезона улов был: на моторных ботах 50 — 63 кгр., на мотор­ ной еле— 5 1 — 52, на парусной еле—39 — 44, на кар­ басе — около 40. Из приведенных цифр на первый взгляд можно сде­ лать ложный выгод, что лов на судах худшего типа одинаково рентабелен с ловом на судах высшего типа, потому что они требуют приблизительно одинакового количества добычи для покрытия всех расходов и для получения достаточного заработка, приходящихся на единицу снасти. Но это, конечно, не так. Чем судно мощней, тем больше оно делает выездов в море в течение года, тем больше оно имеет снасти и, стало быть, добыча его значительно больше добычи маломощного судна. Например, большой моторный бот может сделать в год 50 — 60 выездов (па удебный и ярусный лов), мотор­ ная ела 30 —35, парусная ела — 25 — 30, карбас—20. Приведенные исчисления средних расходов на 1 тюк- снасти дают возможность ознакомиться, из чего состоят расходы на прибрежный ярусный лов, как велики они, и сколько в среднем нужно добыть рыбы, чтобы по­ крыть их и обеспечить рыбаку достаточный заработок, что очень важно знать при хозяйственном расчете. Но необходимо добавить, что часто в течение длительных периодов рыбакам приходится работать при малой.уло­ вистости, едва оправдывающей текущие затраты. Сму­ щаться этим не приходится, так как сплошного неуло­ вистого времени не существует — плохие уловы сме­ няются хорошими. Кроме этого, гірн большой частоте выездов имеется больше шансов попасть на хорошие косяки рыбы, не прозевать подхода их. Ловить нужно во всякое время — и в периоды малой уловистости и в периоды большой. В особенности это важно теперь, при сплошной коллективизации рыбаче­ ства, когда десятки судов и сотни рыбаков представ­ ляют единое целое, способное непрерывно следить за ходом рыбы и во время захватывать движущиеся косяки. При таком положении невозможно будет прозевать под­ хода рыбы, как это часто быва ю „встарину“. Непрерывный лов, не взирая на степень уловистости,— одно из главных условий выполнения плана. В, Алымов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz