Карело-Мурманский край. 1931, N9-10.

№ 9— 10 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ 35 не на одну лошадь, а на пару, так как после нагрузки в лесу возчику делать больше нечего; сократив таким образом количество возчиков в бригаде, мы можем за счет их поставить навальщиков в лесу и свальщиков па бирже. По данным Северного института древесины на 2 навальщиков и 2 свальщиков требуется лошадей и возчиков: С 1 к л м ................. 5 лош. по 1 возчику на лошадь п У) *■ » » » , . 4 „ ................... 10 лош. 1 возчик на 2 лошадей . 5 . ...... 11 „ 1 , . 2 » 6 ......................... 13 . 1 „ , 2 Зная приведенные выше соотношения групп или функ­ ционеров внутри- бригад (по заготовке и вывозке), легко увязать и всю сквозную бригаду, так как, зная, сколько куб. метров ежедневно заготовляет бригада, и учтя, по какой дороге и на сколько километров вывозят заготовленные материалы, ставят необходимое количество лошадей, на­ вальщиков и возчиков и проч. Делается эта увязка самой бригадой автоматически. В Карелии наиболее распро­ странен состав сквозной бригады из 10 — 12 человек: •вальщиков с п н я ............................... 2 окарзчиков........................................... 1—2 раскряжевщиков................................ 2 навальщиков......................................... 2 возчиков (6—7 лошад.)................... 3—4 И то го .. . 10—12 ч. Все зависит от тех специфических условий, в которых работает сквозная бригада. Бригадир, этот „механик “ бригады, которому отведена чрезвычайно важная роль, в сквозной бригаде является обыкновенно навальщиком, так как работа навальщика в сквозной бригаде самая ответственная, требующая силы и квалификации и, кроме того, регулирующая одновременно и заготовку и вывозку. Из сказанного видно, что сквозные бригады достаточно пластичны и универсальны, и это в условиях Карелии придает им очень ценное свойство маневренности и жи­ вучести; второе не менее важное свойство сквозных бри­ г а д— это возможность, сократить и упростить приемку лесоматериалов в лесу и на бирже, делая это вместо 2 —3 раз только один раз—или от возчиков, или от заготовщиков сквозной бригады. Одно это освобождение технического персонала от лишней, ничего не дающей приемки позво­ лит переключить наиболее способных десятников пункта на действительное техническое руководство лесорубами в лесу, что до сего времени в Карелии никогда не делалось. Все изложенные обстоятельства дают возможность с полной уверенностью считать, что сквозная бригада в условиях лесозаготовок в Карелии является наивыгод­ нейшей формой организации труда. И. Тонкелъ. Карельский торф и его использование Вопрос использования местных источников сырья и энергии имеет громадное значение для промышленности. Наличие в Карелии весьма крупных залежей торфа выдви­ гает на очередь вопрос о широком использовании этого вида топлива и сырья. Приблизительно 30% всей площади Карелии заболо­ чено. Точных данных о запасах, качестве, условиях разработки, стоимости мы не имеем, и вопрос исследо­ вания торфяных массивов в Карелии занимает одно из первых мест в работе научных и хозяйственных органи­ заций. Наиболее крупные болота имеем в районе Сороки в Шуерецко-Сорокской лесной даче и в районе Выгозера в Телекинской лесной даче. Карелия почти на всем своем протяжении усеяна торфяными болотами и указать точ­ ные границы их простирания сейчас является невозможным. Материалы Северной экспедиции, работающей на тер­ ритории Карелии в 1931 г., а также и исследования Карельской Лесной Опытной Станции дают следующие примерные данные о распространении торфяных болот в Карельской АССР (см. таблицы). Данные приведенных ниже таблиц действительно под­ тверждают наличие значительных залежей торфа в Карелии. Отсутствие в Карелии каменного угля, громадный рост потребностей страны в топливе, широкие возможности использования торфа в других областях выдвинули торф на одно из первых мест в плане народного хозяйства Карельской Республики. Наиболее важным для социалистического строительства является вопрос термического облагораживания торфа, т. е. коксование и газификация его. Торфяной кокс необходим в промышленности для запол­ нения нехватки в металлургическом топливе, как замена древесного угля для доменной плавки. Произведенные на Выксунском и Косогорском заводах опыты показали, Лесной фонд лесов государственного значения (по данным Карельской лесной опытной станции) Лесоэкономические районы и подрайоны Общая пло­ щадь лесов г. з. в гект. 1 Площадь торфяных болот в гект. 1. Ковдо-Керетский. 1. Кандалакшский подрайон . . 2. Ковдский _ „ 3. Керетский „ . . 251 041 1 021 112 354 806 74 797 204 738 212 006 II. Кемский. 4. Поньгомский подрайон . . . 5. Нижне-Кемский „ . . . 6. Ухтинский „ . . . 7. Юшкозерский „ . . . 219 459 556 725 553 766 662 503 180 094 337 992 143 659 199 663 III. Сорокский. 8. Нижне-Выгский подрайон . . 9. Сумский „ . . 10. Верхне-Выгский „ 11. Сегозерский „ . . 460 538 447 481 397 837 542 579 253 286 332 771 225 650 209 559 IV. Ребольский . . . . 419 501 129 259 V. Онежский. 13. Сунский подрайон . . . 14. Шуйский „ . . . 15. Медвежегорский „ . . . 16. Водлинский „ . ■ . 752 783 341 044 370 331 758 832 204 547 69 227 69 839 166 948 VI. Ладожский. 17. Свирский подрайон . . 18. Олонецкий (Ладожский) под­ район .................................. 314 924 397 698 52 400 85 292 И т о г о . . . 8 822 964 3151 727 1 В том числе и леса местного значения.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz