Карело-Мурманский край. 1931, N9-10.
№ 9— 10 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ 35 не на одну лошадь, а на пару, так как после нагрузки в лесу возчику делать больше нечего; сократив таким образом количество возчиков в бригаде, мы можем за счет их поставить навальщиков в лесу и свальщиков па бирже. По данным Северного института древесины на 2 навальщиков и 2 свальщиков требуется лошадей и возчиков: С 1 к л м ................. 5 лош. по 1 возчику на лошадь п У) *■ » » » , . 4 „ ................... 10 лош. 1 возчик на 2 лошадей . 5 . ...... 11 „ 1 , . 2 » 6 ......................... 13 . 1 „ , 2 Зная приведенные выше соотношения групп или функ ционеров внутри- бригад (по заготовке и вывозке), легко увязать и всю сквозную бригаду, так как, зная, сколько куб. метров ежедневно заготовляет бригада, и учтя, по какой дороге и на сколько километров вывозят заготовленные материалы, ставят необходимое количество лошадей, на вальщиков и возчиков и проч. Делается эта увязка самой бригадой автоматически. В Карелии наиболее распро странен состав сквозной бригады из 10 — 12 человек: •вальщиков с п н я ............................... 2 окарзчиков........................................... 1—2 раскряжевщиков................................ 2 навальщиков......................................... 2 возчиков (6—7 лошад.)................... 3—4 И то го .. . 10—12 ч. Все зависит от тех специфических условий, в которых работает сквозная бригада. Бригадир, этот „механик “ бригады, которому отведена чрезвычайно важная роль, в сквозной бригаде является обыкновенно навальщиком, так как работа навальщика в сквозной бригаде самая ответственная, требующая силы и квалификации и, кроме того, регулирующая одновременно и заготовку и вывозку. Из сказанного видно, что сквозные бригады достаточно пластичны и универсальны, и это в условиях Карелии придает им очень ценное свойство маневренности и жи вучести; второе не менее важное свойство сквозных бри г а д— это возможность, сократить и упростить приемку лесоматериалов в лесу и на бирже, делая это вместо 2 —3 раз только один раз—или от возчиков, или от заготовщиков сквозной бригады. Одно это освобождение технического персонала от лишней, ничего не дающей приемки позво лит переключить наиболее способных десятников пункта на действительное техническое руководство лесорубами в лесу, что до сего времени в Карелии никогда не делалось. Все изложенные обстоятельства дают возможность с полной уверенностью считать, что сквозная бригада в условиях лесозаготовок в Карелии является наивыгод нейшей формой организации труда. И. Тонкелъ. Карельский торф и его использование Вопрос использования местных источников сырья и энергии имеет громадное значение для промышленности. Наличие в Карелии весьма крупных залежей торфа выдви гает на очередь вопрос о широком использовании этого вида топлива и сырья. Приблизительно 30% всей площади Карелии заболо чено. Точных данных о запасах, качестве, условиях разработки, стоимости мы не имеем, и вопрос исследо вания торфяных массивов в Карелии занимает одно из первых мест в работе научных и хозяйственных органи заций. Наиболее крупные болота имеем в районе Сороки в Шуерецко-Сорокской лесной даче и в районе Выгозера в Телекинской лесной даче. Карелия почти на всем своем протяжении усеяна торфяными болотами и указать точ ные границы их простирания сейчас является невозможным. Материалы Северной экспедиции, работающей на тер ритории Карелии в 1931 г., а также и исследования Карельской Лесной Опытной Станции дают следующие примерные данные о распространении торфяных болот в Карельской АССР (см. таблицы). Данные приведенных ниже таблиц действительно под тверждают наличие значительных залежей торфа в Карелии. Отсутствие в Карелии каменного угля, громадный рост потребностей страны в топливе, широкие возможности использования торфа в других областях выдвинули торф на одно из первых мест в плане народного хозяйства Карельской Республики. Наиболее важным для социалистического строительства является вопрос термического облагораживания торфа, т. е. коксование и газификация его. Торфяной кокс необходим в промышленности для запол нения нехватки в металлургическом топливе, как замена древесного угля для доменной плавки. Произведенные на Выксунском и Косогорском заводах опыты показали, Лесной фонд лесов государственного значения (по данным Карельской лесной опытной станции) Лесоэкономические районы и подрайоны Общая пло щадь лесов г. з. в гект. 1 Площадь торфяных болот в гект. 1. Ковдо-Керетский. 1. Кандалакшский подрайон . . 2. Ковдский _ „ 3. Керетский „ . . 251 041 1 021 112 354 806 74 797 204 738 212 006 II. Кемский. 4. Поньгомский подрайон . . . 5. Нижне-Кемский „ . . . 6. Ухтинский „ . . . 7. Юшкозерский „ . . . 219 459 556 725 553 766 662 503 180 094 337 992 143 659 199 663 III. Сорокский. 8. Нижне-Выгский подрайон . . 9. Сумский „ . . 10. Верхне-Выгский „ 11. Сегозерский „ . . 460 538 447 481 397 837 542 579 253 286 332 771 225 650 209 559 IV. Ребольский . . . . 419 501 129 259 V. Онежский. 13. Сунский подрайон . . . 14. Шуйский „ . . . 15. Медвежегорский „ . . . 16. Водлинский „ . ■ . 752 783 341 044 370 331 758 832 204 547 69 227 69 839 166 948 VI. Ладожский. 17. Свирский подрайон . . 18. Олонецкий (Ладожский) под район .................................. 314 924 397 698 52 400 85 292 И т о г о . . . 8 822 964 3151 727 1 В том числе и леса местного значения.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz