Карело-Мурманский край. 1931, N9-10.
№ 9— 10 КАРЕЛО-МУРМАНСКИИ КРАЙ 29 Если в первом квартале тек. года поступило только 90 предложений, то во втором квартале их было — 108, а в третьем—уже 271 предложение, т. е. рост при тока изобретений в сравнении с первым кварталом со ставляет в третьем квартале — 201 %. При сопоставлении поступления предложений с предыдущими годами рост будет выражаться в следующих цифрах: в 1928—29 г.— 142, в 19 3 0— 192 и только за три квартала текущего 1931 года — поступило уже 469 предложений. Значи тельно повысилась и экономическая эффективность пред ложений. Реализованные в текущем году 145 изобре тений дают ориентировочно— 116.400 руб. экономии. На 90% изобретения поступают от рабочих изобрета телей, только на 1 0%— от служащих и инженерно-техни ческого персонала. Особо выдающимися и талантливыми изобретателями на Мурманской жел. дор. нужно считать т.т. — Фина- гина, ГІриданцева, Кормилицына, Тубальцева, Николаева, Лебедева, Мартынова, Прокопенко, Брошенкова, Клейн, Грушина, Калинина, и Донченко. Все они имеют по несколько ценных изобретений. Многие из этих изобре тений по их экономической ценности имеют не только местное, но и обще-дорожное и даже обіце-транспортное значение. К таким относится знаменитый гіуте-указатель тов. Приданцева и его же автоматический предохрани тель, устраняющий заклинивание тормазных колодок паровоза при контр-паре, т. е. устраняющий случаи проката бандажей при последующем переходе с тормоза Вестингауза на контр-пар. Не менее ценное изобретение и тов. Финагина — про стейшая блокировка, которая упрощает способ замыка ния стрелок и сигналов контрольными замками. Уста новление в стрелочной будке ящика зависимости, свя занного одним проводом с дежурным по станции, дает возможность последнему производить проверку задан ного по телефону выполнения маршрута. Свыше 10.000 рублей экономии дает и другое изобре тение тов. Финагина ■— схема жезловой зависимости с одновременным телеграфированием и телефонирова нием. Это изобретение дает возможность без подвески дополнительного провода, т. е. по тем же проводам, одновременно работать телеграфу и весги по ним (про водам) телефонные переговоры. На Мурманской дороге сильные влияния магнитных бурь вызывали неправильное действие жезловых аппа ратов, допуская свободное вынутие жезла из аппарата. Тов. Финагин изобрел определенную схему включения проводов, при помощи которой почти совершенно устра нено влияние магнитных бурь на действие жезловых аппаратов. В период прорыва в деле- обеспечения паровозов разделанными дровами изобретатель Мартынов перекон струировал пилу для распиловки дров и этим реально помог скорейшей ликвидации прорыва. Изобретатель т. Кормилицын изобрел штамп для изго товления болтов до 900 м/м. Изобретатель т. Николаев изобрел станок для развертывания ушек старых корен ных листов рессор. Изобретатель тов. Тубальцев скон струировал модель для отливки букс товарных вагонов, сберегающую до 2-х килограмм чугуна на одной буксе. Все эти изобретения безусловно мобилизуют внутрен ние материально-технические ресурсы, в лучшей степени обеспечивают работы материалами, облегчают труд, уско ряют производственные процессы, повышают пропускную1 способность дороги и ускоряют начало коренной ее реконструкции. Однако, надо сказать, что изобре тательству на Мурманской дороге все же уделяют недостаточно внимания. Даже количественный рост посту пления изобретательских предложе ний не соответствует общим темпам социалистического строительства. От двадцати-пяти тысячного коллектива железнодорожников в течение 9 ме сяцев недостаточно иметь только 469 изобретательских предложений. Изобретательская деятельность на Мурманской дороге далеко отстала от изобретательской деятельности промышленных предприятий. Так, например — на заводе „ Э л е к т р о п р и б о р " за 9 месяцев тек. года от реализованных изобретений полу чена экономия в размере 2.000.000 рублей, на „Красном Путиловце" около 5.000.000 рублей, а на Мур манской дороге за те же 9 месяцев— только 116.400 рублей. Такое от ставание объясняется главным обра зом низким качеством предложений на Мурманской жел. дор., недостаточ ной их производственной значимо стью. Последнее подтверждается вы соким процентом отклоняемых пред ложений. Так, из 469 изобретатель ских предложений на Мурманской до роге одобрено было только 187 пред ложений. Из ассигнованных НКПС 50.000 рублей в течение 9 месяцев израсходовано на премирование авто ров всего 4,537 рублей. Низкая про изводственная значимость изобрета тельских предложений, их незначи тельная экономическая эффектив ность объясняется в свою очередь низкой квалификацией изобретателей, недостаточной их технической гра мотностью. В целях повышения технической грамотности рабочих изобретателей НКПС предоставил Мурманской до роге 65 мест на заочное обуче ние при Институте II. С. за счет ЦУИЗУЛ'а. Проведена запись рабо чих изобретателей, желающих попол нить свои технические знания. Списки желающих были посланы в Заочный Сектор в Ленинграде. Последний выслал изобретателям соответствую щие анкеты и на этом дело закон чилось. ЦУИЗУЛ так медлит, что учеба заочников видимо начнется не раньше января 1932 г. Борьба за повышение т е х н и ч еской грамотности рабочих изобретат елей, а, следовательно, и за повышение качества изобретательских предік жже ний должна вестись не только но линии соответствующих ВУЗ'ов, но путем широкого развертываргия .на местах массовой, техниковосштатель - ,• •• ' л ^у. . . ■ : • / , , I f 1 . | L Изобретатели-Мур- манцы: Финагин, Кормили цын, Лебедев, Мар тынов, Прокопенко и Брошенков.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz