Карело-Мурманский край. 1931, N9-10.

№ 9— 10 КАРЕЛО-МУРМАНСКИИ КРАЙ 29 Если в первом квартале тек. года поступило только 90 предложений, то во втором квартале их было — 108, а в третьем—уже 271 предложение, т. е. рост при­ тока изобретений в сравнении с первым кварталом со­ ставляет в третьем квартале — 201 %. При сопоставлении поступления предложений с предыдущими годами рост будет выражаться в следующих цифрах: в 1928—29 г.— 142, в 19 3 0— 192 и только за три квартала текущего 1931 года — поступило уже 469 предложений. Значи­ тельно повысилась и экономическая эффективность пред­ ложений. Реализованные в текущем году 145 изобре­ тений дают ориентировочно— 116.400 руб. экономии. На 90% изобретения поступают от рабочих изобрета­ телей, только на 1 0%— от служащих и инженерно-техни­ ческого персонала. Особо выдающимися и талантливыми изобретателями на Мурманской жел. дор. нужно считать т.т. — Фина- гина, ГІриданцева, Кормилицына, Тубальцева, Николаева, Лебедева, Мартынова, Прокопенко, Брошенкова, Клейн, Грушина, Калинина, и Донченко. Все они имеют по несколько ценных изобретений. Многие из этих изобре­ тений по их экономической ценности имеют не только местное, но и обще-дорожное и даже обіце-транспортное значение. К таким относится знаменитый гіуте-указатель тов. Приданцева и его же автоматический предохрани­ тель, устраняющий заклинивание тормазных колодок паровоза при контр-паре, т. е. устраняющий случаи проката бандажей при последующем переходе с тормоза Вестингауза на контр-пар. Не менее ценное изобретение и тов. Финагина — про­ стейшая блокировка, которая упрощает способ замыка­ ния стрелок и сигналов контрольными замками. Уста­ новление в стрелочной будке ящика зависимости, свя­ занного одним проводом с дежурным по станции, дает возможность последнему производить проверку задан­ ного по телефону выполнения маршрута. Свыше 10.000 рублей экономии дает и другое изобре­ тение тов. Финагина ■— схема жезловой зависимости с одновременным телеграфированием и телефонирова­ нием. Это изобретение дает возможность без подвески дополнительного провода, т. е. по тем же проводам, одновременно работать телеграфу и весги по ним (про­ водам) телефонные переговоры. На Мурманской дороге сильные влияния магнитных бурь вызывали неправильное действие жезловых аппа­ ратов, допуская свободное вынутие жезла из аппарата. Тов. Финагин изобрел определенную схему включения проводов, при помощи которой почти совершенно устра­ нено влияние магнитных бурь на действие жезловых аппаратов. В период прорыва в деле- обеспечения паровозов разделанными дровами изобретатель Мартынов перекон­ струировал пилу для распиловки дров и этим реально помог скорейшей ликвидации прорыва. Изобретатель т. Кормилицын изобрел штамп для изго­ товления болтов до 900 м/м. Изобретатель т. Николаев изобрел станок для развертывания ушек старых корен­ ных листов рессор. Изобретатель тов. Тубальцев скон­ струировал модель для отливки букс товарных вагонов, сберегающую до 2-х килограмм чугуна на одной буксе. Все эти изобретения безусловно мобилизуют внутрен­ ние материально-технические ресурсы, в лучшей степени обеспечивают работы материалами, облегчают труд, уско­ ряют производственные процессы, повышают пропускную1 способность дороги и ускоряют начало коренной ее реконструкции. Однако, надо сказать, что изобре­ тательству на Мурманской дороге все же уделяют недостаточно внимания. Даже количественный рост посту­ пления изобретательских предложе­ ний не соответствует общим темпам социалистического строительства. От двадцати-пяти тысячного коллектива железнодорожников в течение 9 ме­ сяцев недостаточно иметь только 469 изобретательских предложений. Изобретательская деятельность на Мурманской дороге далеко отстала от изобретательской деятельности промышленных предприятий. Так, например — на заводе „ Э л е к т р о ­ п р и б о р " за 9 месяцев тек. года от реализованных изобретений полу­ чена экономия в размере 2.000.000 рублей, на „Красном Путиловце" около 5.000.000 рублей, а на Мур­ манской дороге за те же 9 месяцев— только 116.400 рублей. Такое от­ ставание объясняется главным обра­ зом низким качеством предложений на Мурманской жел. дор., недостаточ­ ной их производственной значимо­ стью. Последнее подтверждается вы­ соким процентом отклоняемых пред­ ложений. Так, из 469 изобретатель­ ских предложений на Мурманской до­ роге одобрено было только 187 пред­ ложений. Из ассигнованных НКПС 50.000 рублей в течение 9 месяцев израсходовано на премирование авто­ ров всего 4,537 рублей. Низкая про­ изводственная значимость изобрета­ тельских предложений, их незначи­ тельная экономическая эффектив­ ность объясняется в свою очередь низкой квалификацией изобретателей, недостаточной их технической гра­ мотностью. В целях повышения технической грамотности рабочих изобретателей НКПС предоставил Мурманской до­ роге 65 мест на заочное обуче­ ние при Институте II. С. за счет ЦУИЗУЛ'а. Проведена запись рабо­ чих изобретателей, желающих попол­ нить свои технические знания. Списки желающих были посланы в Заочный Сектор в Ленинграде. Последний выслал изобретателям соответствую­ щие анкеты и на этом дело закон­ чилось. ЦУИЗУЛ так медлит, что учеба заочников видимо начнется не раньше января 1932 г. Борьба за повышение т е х н и ч еской грамотности рабочих изобретат елей, а, следовательно, и за повышение качества изобретательских предік жже­ ний должна вестись не только но линии соответствующих ВУЗ'ов, но путем широкого развертываргия .на местах массовой, техниковосштатель - ,• •• ' л ^у. . . ■ : • / , , I f 1 . | L Изобретатели-Мур- манцы: Финагин, Кормили­ цын, Лебедев, Мар­ тынов, Прокопенко и Брошенков.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz