Карело-Мурманский край. 1931, N9-10.
14 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ № 9— 10 цен железных руд, обыкновенно рыночных, и железо содержащих продуктов магнитообогатительных фабрик (брикетов) в условиях накануне мировой войны. Ныне же в виду мирового кризиса и всеобщего упадка железоделательной промышленности во всех странах, кроме СССР, пег надобности учитывать возможность сбыта Кольской обогащенной руды на внешний рынок, тем более, что в Карелии и даже в Ленинграде богатые железные руды будут всегда в большом спросе. Карелия нуждается в восстановлении у себя чугуно плавильного производства в неограниченных размерах, определяемых лишь недостатком древесного горючего, а Ленинград до самого последнего времени употреблял для своих заводов далекопривозную Криворожскую рулу и намечает еще восстановление у себя выплавки чугуна из колчеданных огарков (отбросов сернокислотного про изводства) на местном т о р ф я н о м к о к с е , следова тельно, еще более увеличивает спрос на железную руду. Цитируемый мною доклад — „О железных рудах Коль ского фиорда“ между прочим высказывает: „на месте (па месторождении) может быть создан металлургический процесс, при условии доставки П е ч о р с к и х или Ш п и ц б е р г е н с к и х коксующихся углей, при использовании торфяного кокса и пуска решенной к постройке гидро электрической станции на реке Туломе“. Строить металлургический завод на р у д н о м м е с т о- р о ж д е н и и (в Кольском фиорде) — ни в каком с л у ч а е н е с л е д у е т. Всегда выгоднее п о д в о з и т ь р у д у к у г л ю , а не наоборот, тем более — в местности мало населенной, необжитой, при необходимости подвоза сюда, кроме топлива и флюсов, также всех материалов в с по - м о г а т е л ь н ы х и пищевых продуктов. Горючим для металлургического завода, по словам доклада, должен быть П е ч о р с к и й или Ш п и ц б е р г е н с к и й коксую щийся уголь, что заранее обрекает заводское предприя тие на полную зависимость завода от этих угольных поставщиков, находящихся в чрезвычайно тяжелых есте ственных и климатических условиях. О малодоступности Шпицбергена для нормального торгового транспорта (на вигация всего 1 месяц1), я уже писал в „Карело-Мурман ском Крае", а уголь на Печоре едва только открыт и потребует для своего промышленного развития огромных средств для развития путей и колонизации этого совер шенно незаселенного края. Устье реки Печоры непроходимо для океанских судов. Таким образом в Кольском заливе может быть организо вана лишь д о б ы ч а руды, ее о б о г а щ е н и е и отправка морем или по Мурманской железной дороге до пункта потребления. В условиях Карелии и Мурмана, при большом недо статке и дороговизне д р е в е с н е г о г о р ю ч е г о и при обилии пунктов получения дешевой энергии от гидро электрических станций, повидимому, всего выгоднее будет перерабатывать Кольскую богатую руду в э л е к т р о д о - м е н н ы х печах, как это пратикуется в Швеции, Нор вегии и даже в Финляндии (на озерных рудах на заводе Гомекски, близ Ладожского озера). Электродомны расхо дуют, примерно, в т р и р а з а м е н е е древесного угля, нежели обыкновенные доменные печи, т. е. при наличии малых запасов древесины одним и тем же количеством древесного угля м о ж н о в ы п л а в и т ь в т р о е б о л е е ч у г у н а . В связи со строющейся на р. Н и в е гидро 1 Указанный навигационный период для Шпицбергена (Айс- фиорд) Редакция считает неправильным — он доходит до 3—4 мѳс. электростанцией и решенной постройкой такой же мощной станции на р. Туломе, обещающих крупные избытки энер гии за периоды летних водяных излишков, такое приме нение избыточной энергии будет очень выгодно, и, следо вательно, постановка электродоменных печей на Кольской руде и л е с н ы х о т б р о с а х л е с о п и л ь н ы х з а в о д о в , будет особенно целесообразна и выгодна, как для металлургической промышленности, так и для лесохозяй- ства, получающего крупного потребителя лесопильных отбросов, ныне бесцельно сжигаемых. В довоенное время небольшие электродомны обходились очень дешево. В 1915 году в одном шведском журнале были опубликованы результаты постройки трех электродоменных печей в за воде Г а г ф о р с , рассчитанных на в ы п л а в к у около 1 м и л л и о н а п у д о в ч у г у н а в год и обошедшихся со всеми вспомогательными устройствами, но без электро станции, в 896 821 крон, или — по курсу — 466 000 руб. Суточная производительность этих электродоменных печей в среднем около 20 тонн каждая, расход горючего — около 350 кг на тонну чугуна. Переплавка брикетов из обогащенной Кольской руды в обыкновенных доменных печах, где они будут обеспе чены горючим, также обещает свои выгоды, особенно н а т о р ф я н о м к о к с е , если организация добычи по следнего в Карелии или на Мурмане окажется возможной. В Ленинграде это особенно возможно и легко достижимо. Я полагаю, что кольские брикеты из обогащенной руды на месте обойдутся никак не дороже 6-8 р у б . з а т о п н у , а, следовательно, с провозом до Ленинграда — не более 12 —13 руб. тонна, что дает ценностную слагаемую (для чугуна) от руды всего 21 руб. на тонну, считая содер жание железа в брикетах в 60% . Если цену торфяного кокса для Ленинграда принять в 18 руб. за тонну, что легко достижимо при рациональной постановке произ водства торфяного кокса (с отъемом и утилизацией всех продуктов сухой перегонки), то уже эти два слагаемых (39 руб. на тонну), обычно составляющие 70—80% всей стоимости всего чугуна, дают для Ленинграда цены ниже цены Уральского или Южнорусского чугуна с до ставкой, не говоря уже о качестве чугуна из Кольских брикетов, которое будет п е р в о к л а с с н ы м , не уступая шведскому. То же самое будет и для Карелии, если в ней возможно организовать добычу торфа и коксование по следнего. В заключение необходимо остановиться на тех пер спективах, которые обещает Кольской руде широко раз рабатываемый ныне вопрос о п о л у ч е н и и н е п о с р е д с т в е н н о и з р у д ы ж е л е з а и с т а л и , так называемое „ п р я м о е п о л у ч е н и е ж е л е з а и с т а л и " из руды без помощи доменных печей и прочих современных ныне дорогих устройств (кауперов, воздуходува, коксовальных печей и проч.). Кроме значительного упрощения и удешев ления всего оборудования, этот способ требует ничтожное количество горючего, при том качественно низкого, совер шенно непригодного для металлургии (всякие топливные отбросы, штыбы, бурые угли). Следовательно, все лесные отбросы: сучья, ветви, опилки лесообрабатывающих заводов и прочее — могут итти для получения из руды „прямым путем* губчатого железа, свободного от всех вредных примесей и потому дающего высококачественные железо и сталь. Для „ п р я м о г о п о л у ч е н и я " железа и стали из руды пригодны всякие железные руды, обычно непригодные для металлургиче ских процессов; вредные примеси всегда будут оставаться в пустой породе. Для Карелии, богатой залежами о з е р- н ы х ж е л е з н ы х р у д , бедных железом, содержащих
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz