Карело-Мурманский край. 1931, N9-10.

14 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ № 9— 10 цен железных руд, обыкновенно рыночных, и железо­ содержащих продуктов магнитообогатительных фабрик (брикетов) в условиях накануне мировой войны. Ныне же в виду мирового кризиса и всеобщего упадка железоделательной промышленности во всех странах, кроме СССР, пег надобности учитывать возможность сбыта Кольской обогащенной руды на внешний рынок, тем более, что в Карелии и даже в Ленинграде богатые железные руды будут всегда в большом спросе. Карелия нуждается в восстановлении у себя чугуно­ плавильного производства в неограниченных размерах, определяемых лишь недостатком древесного горючего, а Ленинград до самого последнего времени употреблял для своих заводов далекопривозную Криворожскую рулу и намечает еще восстановление у себя выплавки чугуна из колчеданных огарков (отбросов сернокислотного про­ изводства) на местном т о р ф я н о м к о к с е , следова­ тельно, еще более увеличивает спрос на железную руду. Цитируемый мною доклад — „О железных рудах Коль­ ского фиорда“ между прочим высказывает: „на месте (па месторождении) может быть создан металлургический процесс, при условии доставки П е ч о р с к и х или Ш п и ц ­ б е р г е н с к и х коксующихся углей, при использовании торфяного кокса и пуска решенной к постройке гидро­ электрической станции на реке Туломе“. Строить металлургический завод на р у д н о м м е с т о- р о ж д е н и и (в Кольском фиорде) — ни в каком с л у ч а е н е с л е д у е т. Всегда выгоднее п о д в о з и т ь р у д у к у г л ю , а не наоборот, тем более — в местности мало­ населенной, необжитой, при необходимости подвоза сюда, кроме топлива и флюсов, также всех материалов в с по - м о г а т е л ь н ы х и пищевых продуктов. Горючим для металлургического завода, по словам доклада, должен быть П е ч о р с к и й или Ш п и ц б е р г е н с к и й коксую­ щийся уголь, что заранее обрекает заводское предприя­ тие на полную зависимость завода от этих угольных поставщиков, находящихся в чрезвычайно тяжелых есте­ ственных и климатических условиях. О малодоступности Шпицбергена для нормального торгового транспорта (на­ вигация всего 1 месяц1), я уже писал в „Карело-Мурман­ ском Крае", а уголь на Печоре едва только открыт и потребует для своего промышленного развития огромных средств для развития путей и колонизации этого совер­ шенно незаселенного края. Устье реки Печоры непроходимо для океанских судов. Таким образом в Кольском заливе может быть организо­ вана лишь д о б ы ч а руды, ее о б о г а щ е н и е и отправка морем или по Мурманской железной дороге до пункта потребления. В условиях Карелии и Мурмана, при большом недо­ статке и дороговизне д р е в е с н е г о г о р ю ч е г о и при обилии пунктов получения дешевой энергии от гидро­ электрических станций, повидимому, всего выгоднее будет перерабатывать Кольскую богатую руду в э л е к т р о д о - м е н н ы х печах, как это пратикуется в Швеции, Нор­ вегии и даже в Финляндии (на озерных рудах на заводе Гомекски, близ Ладожского озера). Электродомны расхо­ дуют, примерно, в т р и р а з а м е н е е древесного угля, нежели обыкновенные доменные печи, т. е. при наличии малых запасов древесины одним и тем же количеством древесного угля м о ж н о в ы п л а в и т ь в т р о е б о л е е ч у г у н а . В связи со строющейся на р. Н и в е гидро­ 1 Указанный навигационный период для Шпицбергена (Айс- фиорд) Редакция считает неправильным — он доходит до 3—4 мѳс. электростанцией и решенной постройкой такой же мощной станции на р. Туломе, обещающих крупные избытки энер­ гии за периоды летних водяных излишков, такое приме­ нение избыточной энергии будет очень выгодно, и, следо­ вательно, постановка электродоменных печей на Кольской руде и л е с н ы х о т б р о с а х л е с о п и л ь н ы х з а в о ­ д о в , будет особенно целесообразна и выгодна, как для металлургической промышленности, так и для лесохозяй- ства, получающего крупного потребителя лесопильных отбросов, ныне бесцельно сжигаемых. В довоенное время небольшие электродомны обходились очень дешево. В 1915 году в одном шведском журнале были опубликованы результаты постройки трех электродоменных печей в за­ воде Г а г ф о р с , рассчитанных на в ы п л а в к у около 1 м и л л и о н а п у д о в ч у г у н а в год и обошедшихся со всеми вспомогательными устройствами, но без электро­ станции, в 896 821 крон, или — по курсу — 466 000 руб. Суточная производительность этих электродоменных печей в среднем около 20 тонн каждая, расход горючего — около 350 кг на тонну чугуна. Переплавка брикетов из обогащенной Кольской руды в обыкновенных доменных печах, где они будут обеспе­ чены горючим, также обещает свои выгоды, особенно н а т о р ф я н о м к о к с е , если организация добычи по­ следнего в Карелии или на Мурмане окажется возможной. В Ленинграде это особенно возможно и легко достижимо. Я полагаю, что кольские брикеты из обогащенной руды на месте обойдутся никак не дороже 6-8 р у б . з а т о п н у , а, следовательно, с провозом до Ленинграда — не более 12 —13 руб. тонна, что дает ценностную слагаемую (для чугуна) от руды всего 21 руб. на тонну, считая содер­ жание железа в брикетах в 60% . Если цену торфяного кокса для Ленинграда принять в 18 руб. за тонну, что легко достижимо при рациональной постановке произ­ водства торфяного кокса (с отъемом и утилизацией всех продуктов сухой перегонки), то уже эти два слагаемых (39 руб. на тонну), обычно составляющие 70—80% всей стоимости всего чугуна, дают для Ленинграда цены ниже цены Уральского или Южнорусского чугуна с до­ ставкой, не говоря уже о качестве чугуна из Кольских брикетов, которое будет п е р в о к л а с с н ы м , не уступая шведскому. То же самое будет и для Карелии, если в ней возможно организовать добычу торфа и коксование по­ следнего. В заключение необходимо остановиться на тех пер­ спективах, которые обещает Кольской руде широко раз­ рабатываемый ныне вопрос о п о л у ч е н и и н е п о с р е д ­ с т в е н н о и з р у д ы ж е л е з а и с т а л и , так называемое „ п р я м о е п о л у ч е н и е ж е л е з а и с т а л и " из руды без помощи доменных печей и прочих современных ныне дорогих устройств (кауперов, воздуходува, коксовальных печей и проч.). Кроме значительного упрощения и удешев­ ления всего оборудования, этот способ требует ничтожное количество горючего, при том качественно низкого, совер­ шенно непригодного для металлургии (всякие топливные отбросы, штыбы, бурые угли). Следовательно, все лесные отбросы: сучья, ветви, опилки лесообрабатывающих заводов и прочее — могут итти для получения из руды „прямым путем* губчатого железа, свободного от всех вредных примесей и потому дающего высококачественные железо и сталь. Для „ п р я м о г о п о л у ч е н и я " железа и стали из руды пригодны всякие железные руды, обычно непригодные для металлургиче­ ских процессов; вредные примеси всегда будут оставаться в пустой породе. Для Карелии, богатой залежами о з е р- н ы х ж е л е з н ы х р у д , бедных железом, содержащих

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz