Карело-Мурманский край. 1931, N 7-8/

№ 7—8 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ 7 В основном, все водные ресурсы разделены на 3 куста. К первому кусту принадлежат водные бассейны южной Карелии—Кондопожско-Петрозаводского района. Мощ­ ность этого куста определяется 59,5 тыс. киловатт. Сред- Л ний куст—Кемско-Выгский район—может дать 288 ОООквт. Ц и, наконец, Северный куст—участки Северной Карелии— дают мощность в 374 тысячи квт. Кроме того необходимо отметить строящуюся в на­ стоящее время Свирскую станцию на 80 ООО квт. первой очереди и вторую очередь на той же р. Свири .мощ­ ностью в 120 000 квт. По мощности и технико-экономическим свойствам, наиболее отвечающим требованиям электрификации Мур­ манской жел. дор. на протяжении от Званки до Мур­ манска 1 331 км, из рек Карело-Мурманского края необ­ ходимо отметить реки Свирь, Суну (Кондопогу), Выг,' Кемь, Ковду, Ниву и Колу или Тулому. Вышеприводимая таблица дает мощность каждой из рек в отдельности, первоочередные установки с указанием предполагаемых к выработке квт -часов и потребность в электроэнергии электрифицированной линии Мурманской жел. дор. по участкам. Из перечисленных в таблице станций, в настоящее время еще ни одна не построена. Из строящихся—только две установки на р. Ниве и на р. Свири. Первая гидро­ электростанция на р. Ниве среднегодовой мощностью 35 000 квт, будет давать энергию с 1 января 1933 года. Установленная мощность 60 000 квт. в 4 аггрегатах по 15 000 квт, из которых один резервный. Строится по заданию треста „Апатит" и предназначена для снаб­ жения энергией Хибинских апатитовых разработок, по­ мощью линии передачи высокого напряжения длиной около 75 км, идущей вдоль линии жел. дор. Вторая установка на р. Свири (Свирь № 3) мощностью в 80 000 квт , должна дать энергию во II-ую половину 1932 года и предназначена для питания Ленинградских фабрик и заводов, для чего от станции построена линия передачи высокого напряжения, идущая вдоль линии жел. дор. на протяжении около 200 км. Вторая очередь на 120 000 лж/z (Свирь № 2) намечена к пуску к концу 1936 года. При составлении генерального плана электрификации на второе пятилетие, потребность в электроэнергии Мур­ манской жел. дор. при условии ее электрификации должна быть учтена и намечены к постройке перечисленные выше гидроустановки, тем более, что перспективы развития Карело-Мурманского края, благодаря наличию колос­ сальных ископаемых богатств (апатит, диатомовые земли, нефелин и т. д.), весьма большие. На основе энергетических рессурсов, изыскания по которым должны быть в срочном порядке закончены, развитие промышленности обеспечено. Решение энергетики Карело-Мурманского края должно пойти по комплексному методу. Строить гидроустановки, вкладывая большие капиталы, только для электрической жел. дор. нецелесообразно, тем более что в общем ба­ лансе имеющейся уже учтенной энергии потребность дороги составляет сравнительно небольшую часть. Северный куст электроэнергии уже сейчас может це­ ликом использовать свои водные рессурсы для развития химической промышленности, при полном развитии ко­ торой потребуются до 300 000 квт энергии По имею­ щимся наметкам, предполагается строительство фосфор­ ного комбината с выработкой на 200 млн. рублей продук­ ции. В основном комбинат будет выпускать концентриро­ ванное удобрение для нужд сельского хозяйства. Комбинат будет давать свою продукцию, главным образом, для земледельческих районов южной части Союза. Второй химический комбинат намечается в районе Кеми. Основная продукция—аллюминий в виде металла и окиси; по грубым подсчетам, этот комбинат сможет дать в год 50 тыс. тонн чистого металла аллюминия, что соста­ вляет 15% потребности всего Союза. Кроме того он будет давать 75 тыс.тонн соды и 500 тыс. тонн цемента. Перспективы развития Кондопожского и Петрозаводского районов и использования энергии базируются на бумаж­ ной промышленности, реконструкции Онежского завода, развитии местной промышленности и кроме того идут на социально-бытовые нужды Онежского и Петрозавод­ ского районов в потреблении эпектро-энергии. В Кемско-Выгском районе имеются большие возмож­ ности для лесопромышленности и деревообрабатывающей промышленности. При постройке соответствующих пер­ воочередных гидростанций на р. Выге и Кеми, энергия последних будет полностью использована совместно и электрической жел. дор. и промышленностью. Поэтому на основании приведенных данных, энерге­ тика Карело-Мурманского края должна быть, как основное звено развития, поставлена на первое место. Гидроэлектро­ станции, дающие дешевый киловатт-час, должны быть построены. Вопрос электроснабжения Мурманской жел. дор. нахо­ дится в благоприятных условиях, поэтому электрификация ее и с этой стороны обеспечена полностью. Само электроснабжение Мурманской жел. дор. проек­ тируется от соответствующих гидроэлектростанций по­ мощью линии передачи высокого напряжения порядка 100 000 вольт, идущей вдоль линии жел. дор. Параллельно к линии передачи будут подключены под­ станции, расположенные, примерно, на расстоянии 30 км друг от друга. На подстанциях предполагаются к уста­ новке понижающие трансформаторы, 100 000 вольт на 3 300 вольт 3-фазного тока, и ртутные выпрямители, дающие постоянный ток высокого напряжения 300 вольт. Этот постоянный ток пойдет по контактному медному проводу, подвешенному над линией жел. дор. на опорах, и будет питать электровозы. Последние же будут во­ зить составы из вагонов. Основным типом электровоза на Мурманской жел. дор. предполагается электровоз Сурамского перевала, имею­ щий 6 осей, сцепной вес 132 тонны, силу тяги 24 500 кг и нагрузку на ось 22 тонны. Этот тип выработан заво­ дом „Динамо" в Москве и строится, как основной тип, предназначенный для электрифицированных жел. дор. в Союзе. Выводы. Коренной задачей для Мурманской жел. дор. является социалистическая реконструкция, перестройка ее техни­ ческой основы. Без этого дорога не только не может догнать социалистической промышленности, но будет отставать от нее. Суд над вредителями из контрреволюционной „Про­ мышленной Партии" показал, что вредители всячески старались расстроить работу транспорта к моменту подго­ товляемого ими вооруженного вторжения в нашу страну белогвардейских войск. Решительная реконструкция транспорта в корне ликвидирует последствия вреди­ тельства на транспорте. Применение новых технических достижений, как электрификация дороги, даст мощный толчок в развитии экономики Карело-Мурманского края. в перспективе его разви тия явл я е тся эл ек триф и кация ж . д. Из резолюций Июньского Пленума ЦК ВКП(б)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz