Карело-Мурманский край. 1931, N 7-8/
№ 7—8 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ 7 В основном, все водные ресурсы разделены на 3 куста. К первому кусту принадлежат водные бассейны южной Карелии—Кондопожско-Петрозаводского района. Мощ ность этого куста определяется 59,5 тыс. киловатт. Сред- Л ний куст—Кемско-Выгский район—может дать 288 ОООквт. Ц и, наконец, Северный куст—участки Северной Карелии— дают мощность в 374 тысячи квт. Кроме того необходимо отметить строящуюся в на стоящее время Свирскую станцию на 80 ООО квт. первой очереди и вторую очередь на той же р. Свири .мощ ностью в 120 000 квт. По мощности и технико-экономическим свойствам, наиболее отвечающим требованиям электрификации Мур манской жел. дор. на протяжении от Званки до Мур манска 1 331 км, из рек Карело-Мурманского края необ ходимо отметить реки Свирь, Суну (Кондопогу), Выг,' Кемь, Ковду, Ниву и Колу или Тулому. Вышеприводимая таблица дает мощность каждой из рек в отдельности, первоочередные установки с указанием предполагаемых к выработке квт -часов и потребность в электроэнергии электрифицированной линии Мурманской жел. дор. по участкам. Из перечисленных в таблице станций, в настоящее время еще ни одна не построена. Из строящихся—только две установки на р. Ниве и на р. Свири. Первая гидро электростанция на р. Ниве среднегодовой мощностью 35 000 квт, будет давать энергию с 1 января 1933 года. Установленная мощность 60 000 квт. в 4 аггрегатах по 15 000 квт, из которых один резервный. Строится по заданию треста „Апатит" и предназначена для снаб жения энергией Хибинских апатитовых разработок, по мощью линии передачи высокого напряжения длиной около 75 км, идущей вдоль линии жел. дор. Вторая установка на р. Свири (Свирь № 3) мощностью в 80 000 квт , должна дать энергию во II-ую половину 1932 года и предназначена для питания Ленинградских фабрик и заводов, для чего от станции построена линия передачи высокого напряжения, идущая вдоль линии жел. дор. на протяжении около 200 км. Вторая очередь на 120 000 лж/z (Свирь № 2) намечена к пуску к концу 1936 года. При составлении генерального плана электрификации на второе пятилетие, потребность в электроэнергии Мур манской жел. дор. при условии ее электрификации должна быть учтена и намечены к постройке перечисленные выше гидроустановки, тем более, что перспективы развития Карело-Мурманского края, благодаря наличию колос сальных ископаемых богатств (апатит, диатомовые земли, нефелин и т. д.), весьма большие. На основе энергетических рессурсов, изыскания по которым должны быть в срочном порядке закончены, развитие промышленности обеспечено. Решение энергетики Карело-Мурманского края должно пойти по комплексному методу. Строить гидроустановки, вкладывая большие капиталы, только для электрической жел. дор. нецелесообразно, тем более что в общем ба лансе имеющейся уже учтенной энергии потребность дороги составляет сравнительно небольшую часть. Северный куст электроэнергии уже сейчас может це ликом использовать свои водные рессурсы для развития химической промышленности, при полном развитии ко торой потребуются до 300 000 квт энергии По имею щимся наметкам, предполагается строительство фосфор ного комбината с выработкой на 200 млн. рублей продук ции. В основном комбинат будет выпускать концентриро ванное удобрение для нужд сельского хозяйства. Комбинат будет давать свою продукцию, главным образом, для земледельческих районов южной части Союза. Второй химический комбинат намечается в районе Кеми. Основная продукция—аллюминий в виде металла и окиси; по грубым подсчетам, этот комбинат сможет дать в год 50 тыс. тонн чистого металла аллюминия, что соста вляет 15% потребности всего Союза. Кроме того он будет давать 75 тыс.тонн соды и 500 тыс. тонн цемента. Перспективы развития Кондопожского и Петрозаводского районов и использования энергии базируются на бумаж ной промышленности, реконструкции Онежского завода, развитии местной промышленности и кроме того идут на социально-бытовые нужды Онежского и Петрозавод ского районов в потреблении эпектро-энергии. В Кемско-Выгском районе имеются большие возмож ности для лесопромышленности и деревообрабатывающей промышленности. При постройке соответствующих пер воочередных гидростанций на р. Выге и Кеми, энергия последних будет полностью использована совместно и электрической жел. дор. и промышленностью. Поэтому на основании приведенных данных, энерге тика Карело-Мурманского края должна быть, как основное звено развития, поставлена на первое место. Гидроэлектро станции, дающие дешевый киловатт-час, должны быть построены. Вопрос электроснабжения Мурманской жел. дор. нахо дится в благоприятных условиях, поэтому электрификация ее и с этой стороны обеспечена полностью. Само электроснабжение Мурманской жел. дор. проек тируется от соответствующих гидроэлектростанций по мощью линии передачи высокого напряжения порядка 100 000 вольт, идущей вдоль линии жел. дор. Параллельно к линии передачи будут подключены под станции, расположенные, примерно, на расстоянии 30 км друг от друга. На подстанциях предполагаются к уста новке понижающие трансформаторы, 100 000 вольт на 3 300 вольт 3-фазного тока, и ртутные выпрямители, дающие постоянный ток высокого напряжения 300 вольт. Этот постоянный ток пойдет по контактному медному проводу, подвешенному над линией жел. дор. на опорах, и будет питать электровозы. Последние же будут во зить составы из вагонов. Основным типом электровоза на Мурманской жел. дор. предполагается электровоз Сурамского перевала, имею щий 6 осей, сцепной вес 132 тонны, силу тяги 24 500 кг и нагрузку на ось 22 тонны. Этот тип выработан заво дом „Динамо" в Москве и строится, как основной тип, предназначенный для электрифицированных жел. дор. в Союзе. Выводы. Коренной задачей для Мурманской жел. дор. является социалистическая реконструкция, перестройка ее техни ческой основы. Без этого дорога не только не может догнать социалистической промышленности, но будет отставать от нее. Суд над вредителями из контрреволюционной „Про мышленной Партии" показал, что вредители всячески старались расстроить работу транспорта к моменту подго товляемого ими вооруженного вторжения в нашу страну белогвардейских войск. Решительная реконструкция транспорта в корне ликвидирует последствия вреди тельства на транспорте. Применение новых технических достижений, как электрификация дороги, даст мощный толчок в развитии экономики Карело-Мурманского края. в перспективе его разви тия явл я е тся эл ек триф и кация ж . д. Из резолюций Июньского Пленума ЦК ВКП(б)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz