Карело-Мурманский край. 1931, N 7-8/

62 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ № 7—8 этой цели роскошное оборудование является совершенно непригодным для полярных полетов, и, чтобы вполне ответить запросам последнего, было необходимо корен­ ным образом переделать все внутренние помещения дири­ жабля. Однако, несмотря на удаление всех предметов роскоши, кажущихся для буржуазной публики чуть ли не необходимыми атрибутами всякого путешествия, „Цеп­ пелин" был великолепно обставлен для своего полярного полета. Можно с уверенностью сказать, что до сих пор ни одна арктическая экспедиция не совершалась с та­ ким полнейшим удобством и комфортом. Члены экспе­ диции были распределены по достаточно просторным каютам, вполне напоминающим пароходные каюты пер­ вого класса. Помещения для экипажа также вполне комфортабельны. Удаление излишних предметов позво­ лило очистить достаточно места для расстановки раз­ личных инструментов и для работ и наблюдений. Про­ сторная • кают- кампания дирижабля являлась местом отдыха и еды. Кухня его не оставляла желать ничего лучшего и, пролетая над ледяной пустыней, путники чувствовали себя нисколько не хуже, чем на любом хорошем, если не роскошном трансатлантическом лай­ нере (срочные пассажирские пароходы). Для характери­ стики условий перелета можно указать, что весь эки­ паж цеппелипа и члены экспедиции были снабжены спе­ циальным полярным обмундированием, заказанным у само­ едов и доставленным в Ленинград к прилету сюда дири­ жабля. Словом, это была единственная в своем роде полярная экспедиция! 18 июля ледокол „Малыгин", нагрузившись всем не­ обходимым и приняв на борт руководителя экспедиции и экскурсии проф. Визе и экскурсантов (в том числе Умберто Нобиле, конструктора дирижаблей „Норвегия" и „Италия" и начальника несчастного полета послед­ ней в 1928 г.), а также специальную кино-партию под руководством режиссера Минкина, вышел из Архангельска по назначению. Поход „Малыгина“ еще не закончен, так что подроб­ ности о нем мы узнаем позже; теперь же можно только дать некоторые сведения о нем, довольствуясь пока краткими сообщениями по радио. Во всяком случае, плавание ледокола преследует не только туристские цели, но и научно-исследовательские изыскания. На ледоколе производятся ежечасные\ наблюдения за состоя­ нием льда, над температурой и соленостью воды, де­ лаются промеры, производятся метеорологические наблю­ дения. По мере возможности будут производиться глубоко­ водные измерения, а также исследования верхних слоев атмосферы. В научной работе ледокола руководящее участие принимают проф. В. Ю. Визе и известный поляр­ ник Н. П. Пинегин. Пройдя горло Белого моря, ,,Малыгин" лег на курс мыс Флора, на Земле Франца Иосифа. В Баренцовом море ледокол встретил густой туман и довольно тяже­ лые ледовые условия. Под 78° сев. шир. 24 июля по­ явился более разреженный лед и в этот же день „Малы­ гин" достиг мыса Флора, откуда, связавшись с нашей радиостанцией на о. Гуккере, перешел к станции наших зимовщиков в бухту Тихую. Вернемся теперь к перелету „Цеппелина". Дирижабль вылетел из Фридрихсгафена 24 июля и вечером в этот же день снизился на Берлинском аэродроме. 25 июля утром он вылетел в Ленинград, куда и прибыл, торжественно встреченный советской общественностью, около 8 ча­ сов вечера в этот же день. 26 июля, приняв советских членов экспедиции, все необходимые дополнительные * приборы, материалы и окончательно договорившись о деталях радиосвязи, „Цеппелин" около 11 часов утра вылетел в свой полярный поход, взяв первоначально курс на Мгу, Тихвин и Петрозаводск. „Л. Ц. 127“, летя на высоте около 300 м, двигался затем по направлению на Архангельск. На этом пере­ гоне иностранных участников удивляло обилие наших лесных богатств, а позже большое количество лесных материалов, сосредоточенных в Архангельске для экспорта. В общем, в первый день условия полета были скорее неблагоприятны в отношении тумана и других метеоро­ логических условий. Только на другой день, 27 июля, во время полета над Баренцовым морем и уже при под­ ходе к кромке льда, состояние погоды значительно улуч­ шилось. В этот же день, вскоре после этого, на гори­ зонте обрисовался рельефный контур Земли Франца Иосифа. Подойдя ближе к архипелагу, цеппелин взял направление на о. Гуккер для встречи „с Малыгиным". Тумана не было, видимость была прекрасная и в деся­ том часу вечера „Цеппелин" благополучно совершил посадку на воду в бухте Тихой, вблизи от ледокола Обменявшись почтой и приветствиями, дйрижабль, не имея возможности безопасно длительно стоять на своих водяных (плавучих) конусообразных якорях, немедленно поднялся снова с воды в воздух. Забрав высоту в 1 200 м дирижабль приступил к аэро­ фотосъемке некоторых островов архипелага. Съемка про­ должалась около 6 часов, закончив которую около часа полуночи, легли по направлению на Северную Землю. Весь путь туда, к сожалению, сопровождался сильным туманом, вследствие чего оказалось невозможным опреде­ лить существование в этом районе каких-либо остро­ вов. Густой туман не позволил обнаружить даже о. Ка­ менева, когда дирижабль пролетал над ним. Продолжая следовать на восток, около 7 часов утра 28 июля при­ близились к Северной Земле, которая сверху, как и Земля Франца Иосифа, по первому впечатлению, пред­ ставляется группой островов, между которым располо­ жены широкие проливы, покрытые льдом. Во всяком случае Северная Земля — высокая сильно изрезанная страна. На месте так называемого залива Шокальского действительно оказался длинный пролив, разделяющий Землю на две крупные части. Чтобы избежать висев­ шего местами сильного тумана пришлось лететь на боль­ шой высоте и с дирижабля не удалось обнаружить, зимовщиков на Северной Земле. — Ушакова, Урванцова и их товарищей. Вследствие тумана же и некоторых признаков ухудшения погоды не пришлось заняться и аэросъемкой. Радио не пришло в данном случае на помощь, так как еще накануне вечером радио-связь с внешним миром временно была утеряна. Пришлось принять решение продолжать дальнейший путь в согла­ сии с маршрутом и цеппелин направился к азиатскому материку, на юг, к Таймырскому полуострову. На по­ следнем обнаружили ранее неизвестную горную цепь высотой около 1 500 м, состоящую из многочисленных хребтов, общей шириной до 30 км. Пролетев до Тай­ мырского озера, повернули на запад и направились к о. Диксон, к которому цеппелин и приблизился около 10 часов вечера 28 июля. Здесь дирижабль снизился и на парашюте сбросил местным зимовщикам пакеты с подарками, предназначавшимися сначала робинзонам Северной Земли. Бухта о. Диксона была, относительно конечно, оживлена. Там находилось несколько судов и самолет.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz