Карело-Мурманский край. 1931, N 7-8/
62 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ № 7—8 этой цели роскошное оборудование является совершенно непригодным для полярных полетов, и, чтобы вполне ответить запросам последнего, было необходимо корен ным образом переделать все внутренние помещения дири жабля. Однако, несмотря на удаление всех предметов роскоши, кажущихся для буржуазной публики чуть ли не необходимыми атрибутами всякого путешествия, „Цеп пелин" был великолепно обставлен для своего полярного полета. Можно с уверенностью сказать, что до сих пор ни одна арктическая экспедиция не совершалась с та ким полнейшим удобством и комфортом. Члены экспе диции были распределены по достаточно просторным каютам, вполне напоминающим пароходные каюты пер вого класса. Помещения для экипажа также вполне комфортабельны. Удаление излишних предметов позво лило очистить достаточно места для расстановки раз личных инструментов и для работ и наблюдений. Про сторная • кают- кампания дирижабля являлась местом отдыха и еды. Кухня его не оставляла желать ничего лучшего и, пролетая над ледяной пустыней, путники чувствовали себя нисколько не хуже, чем на любом хорошем, если не роскошном трансатлантическом лай нере (срочные пассажирские пароходы). Для характери стики условий перелета можно указать, что весь эки паж цеппелипа и члены экспедиции были снабжены спе циальным полярным обмундированием, заказанным у само едов и доставленным в Ленинград к прилету сюда дири жабля. Словом, это была единственная в своем роде полярная экспедиция! 18 июля ледокол „Малыгин", нагрузившись всем не обходимым и приняв на борт руководителя экспедиции и экскурсии проф. Визе и экскурсантов (в том числе Умберто Нобиле, конструктора дирижаблей „Норвегия" и „Италия" и начальника несчастного полета послед ней в 1928 г.), а также специальную кино-партию под руководством режиссера Минкина, вышел из Архангельска по назначению. Поход „Малыгина“ еще не закончен, так что подроб ности о нем мы узнаем позже; теперь же можно только дать некоторые сведения о нем, довольствуясь пока краткими сообщениями по радио. Во всяком случае, плавание ледокола преследует не только туристские цели, но и научно-исследовательские изыскания. На ледоколе производятся ежечасные\ наблюдения за состоя нием льда, над температурой и соленостью воды, де лаются промеры, производятся метеорологические наблю дения. По мере возможности будут производиться глубоко водные измерения, а также исследования верхних слоев атмосферы. В научной работе ледокола руководящее участие принимают проф. В. Ю. Визе и известный поляр ник Н. П. Пинегин. Пройдя горло Белого моря, ,,Малыгин" лег на курс мыс Флора, на Земле Франца Иосифа. В Баренцовом море ледокол встретил густой туман и довольно тяже лые ледовые условия. Под 78° сев. шир. 24 июля по явился более разреженный лед и в этот же день „Малы гин" достиг мыса Флора, откуда, связавшись с нашей радиостанцией на о. Гуккере, перешел к станции наших зимовщиков в бухту Тихую. Вернемся теперь к перелету „Цеппелина". Дирижабль вылетел из Фридрихсгафена 24 июля и вечером в этот же день снизился на Берлинском аэродроме. 25 июля утром он вылетел в Ленинград, куда и прибыл, торжественно встреченный советской общественностью, около 8 ча сов вечера в этот же день. 26 июля, приняв советских членов экспедиции, все необходимые дополнительные * приборы, материалы и окончательно договорившись о деталях радиосвязи, „Цеппелин" около 11 часов утра вылетел в свой полярный поход, взяв первоначально курс на Мгу, Тихвин и Петрозаводск. „Л. Ц. 127“, летя на высоте около 300 м, двигался затем по направлению на Архангельск. На этом пере гоне иностранных участников удивляло обилие наших лесных богатств, а позже большое количество лесных материалов, сосредоточенных в Архангельске для экспорта. В общем, в первый день условия полета были скорее неблагоприятны в отношении тумана и других метеоро логических условий. Только на другой день, 27 июля, во время полета над Баренцовым морем и уже при под ходе к кромке льда, состояние погоды значительно улуч шилось. В этот же день, вскоре после этого, на гори зонте обрисовался рельефный контур Земли Франца Иосифа. Подойдя ближе к архипелагу, цеппелин взял направление на о. Гуккер для встречи „с Малыгиным". Тумана не было, видимость была прекрасная и в деся том часу вечера „Цеппелин" благополучно совершил посадку на воду в бухте Тихой, вблизи от ледокола Обменявшись почтой и приветствиями, дйрижабль, не имея возможности безопасно длительно стоять на своих водяных (плавучих) конусообразных якорях, немедленно поднялся снова с воды в воздух. Забрав высоту в 1 200 м дирижабль приступил к аэро фотосъемке некоторых островов архипелага. Съемка про должалась около 6 часов, закончив которую около часа полуночи, легли по направлению на Северную Землю. Весь путь туда, к сожалению, сопровождался сильным туманом, вследствие чего оказалось невозможным опреде лить существование в этом районе каких-либо остро вов. Густой туман не позволил обнаружить даже о. Ка менева, когда дирижабль пролетал над ним. Продолжая следовать на восток, около 7 часов утра 28 июля при близились к Северной Земле, которая сверху, как и Земля Франца Иосифа, по первому впечатлению, пред ставляется группой островов, между которым располо жены широкие проливы, покрытые льдом. Во всяком случае Северная Земля — высокая сильно изрезанная страна. На месте так называемого залива Шокальского действительно оказался длинный пролив, разделяющий Землю на две крупные части. Чтобы избежать висев шего местами сильного тумана пришлось лететь на боль шой высоте и с дирижабля не удалось обнаружить, зимовщиков на Северной Земле. — Ушакова, Урванцова и их товарищей. Вследствие тумана же и некоторых признаков ухудшения погоды не пришлось заняться и аэросъемкой. Радио не пришло в данном случае на помощь, так как еще накануне вечером радио-связь с внешним миром временно была утеряна. Пришлось принять решение продолжать дальнейший путь в согла сии с маршрутом и цеппелин направился к азиатскому материку, на юг, к Таймырскому полуострову. На по следнем обнаружили ранее неизвестную горную цепь высотой около 1 500 м, состоящую из многочисленных хребтов, общей шириной до 30 км. Пролетев до Тай мырского озера, повернули на запад и направились к о. Диксон, к которому цеппелин и приблизился около 10 часов вечера 28 июля. Здесь дирижабль снизился и на парашюте сбросил местным зимовщикам пакеты с подарками, предназначавшимися сначала робинзонам Северной Земли. Бухта о. Диксона была, относительно конечно, оживлена. Там находилось несколько судов и самолет.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz