Карело-Мурманский край. 1931, N 7-8/

60 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ № 7 - 8 6. Высота преград для ветра, напр., зданий, rpjrin деревьев, леса, возвышенностей, окружающих ветродвигатель на рас­ стоянии до 400 метров. 7. Как стоят к ветродвигателю ближайшие строения. При­ ложить приблизительный план местности. 8. Какие имеются средства на установку ветровой станции. Имея точные ответы на заданные вопросы, можно дать более или менее правильную оценку выгодности и приемлемости условий установки и стоимости подходя­ щих предметов ветросилового оборудования. Колхозы, штурмующие вековую отсталость сельского хозяйства, должны вооружаться машинами, которые принесут полную победу на фронте социалистического земледелия. Мы должны к концу второй пятилетки за­ вершить в основном ветрофикацию страны. На фронте классовой борьбы идут мощные крылья ветряка. Каждый ветряк, каждая установка несет поражение классовому врагу, несет победу социализму. А. Ю. Педдер. „Малыгин" и „Цеппелин" в Арктике После первого трансарктического перелета Амундсена на дирижабле „Норвегия", в 1926 г., вопрос о завое­ вании полярных стран с воздуха и, в особенности при посредстве дирижаблей жесткого типа, заинтересовал широкие круги европейской общественности. Для СССР, полярный сектор которого охватывает почти полностью половину всей северной полярной области, вопрос этот представляется исключительно существенным. Именно, вследствие важности для нас полного освоения террито­ рии Советского Севера и его социалистического устрое­ ния, СССР ежегодно уделяет значительные средства на исследование Арктики. Кроме многочисленных научных экспедиций, работавших и работающих за полярным кругом и в Северном океане, на всем огромном про­ сторе от нашей границы с Финляндией и до Тихого океана, кроме уже осуществленных во многих районах Севера мощных производственных комбинатов, кроме все с каждым годом улучшающимся оборудованием Великого Северного Морского пути — у нас произво­ дится огромная работа по устроению многочисленных народностей Севера и приобщению их к социалистическому строительству остального Союза. Этого мало. 'Очень большое культурное и экономическое значение для ожи­ вления сурового Севера имеют те шаги Советского пра­ вительства, которые направлены к фактическому з а с е ­ л е н и ю пустынных островов Арктики. Колония на острове Врангель существует уже несколько лет; на Земле Франца Иосифа проведены две зимовки, на Север­ ной Земле— благополучно миновала первая. Эти пере­ довые форпосты являются ячейками будущей обширной сети арктического населения Союза. Именно в связи со всем перечисленным стоит то обстоятельство, что в среде международного общества „Аэроарктика" столь существенное место занимают совет­ ские научные силы, полярники и авиаторы и что в за­ кончившемся недавно арктическом перелете дирижабля „Граф Цеппелин" такое активное участие принимали все наши авиационные, метеорологические и иные науч­ ные и технические организации, а также широкая обще­ ственность. Совершенно понятно поэтому же, что во главе этой полярной аэро-экспедиции, ее научным руко­ водителем был поставлен директор нашего Арктического института проф. Р. Л. Самойлович. Кроме него, в пере­ лете на Цеппелине принял участие проф. Молчанов и некоторые другие советские деятели. ^Для осуществления экспедиции об—ву Аэроарктика был предоставлен германский дирижабль жесткого типа „Граф Цеппелин“, называвшийся до своего крещения „Л. Ц. 127“ '; для простоты его часто называют просто Цеппелин, или цеппелин, так как это слово успело стать нарицательным для определенного типа воздуш­ ных кораблей. До недавнего времени этот дирижабль был одним из величайших воздушных кораблей мира. Его емкость равна 105 000 куб. м\ постройкой дири­ жабль закончен в 1928 г. и с этого времени он успел совершить свыше 150 более или менее крупных пере­ летов, в том числе несколько трансатлантических и пер­ вый для дирижабля кругосветный, в 1929 г.; здесь он в течение 20 суток покрыл за 283 летных часа 34 000 км. Работа этого дирижабля доказала огромные достижения современного воздухоплавания, что позволяет этому типу воздушных судов состязаться на дальних дйстанциях с наиболее совершенными земными, водными и воздуш­ ными средствами сообщения. По словам покойного Нансена— „ А р к т и к а н у ­ ж д а е т с я не в р е к о р д а х , а в у п о р н о м п о с л е ­ д о в а т е л ь н о м и з у ч е н и и " . . . Мы знаем, что бью­ щие в глаза полярные рекорды, как первое достижение полюса, первые на дирижабле и самолетах трансаркти­ ческие перелеты исполнены не советскими исследовате­ лями и авиаторами. И все-таки, несмотря на это, нам на далеком севере не только некого перегонять, но и просто догонять. СССР уже сумел там заложить столь широкую базу гео- и радиостанций, обладает таким выдающимся кадром полярников и имеет такое мощное вспомогательное полярное средство, как могучие ледо­ колы, что вполне естественна та превалирующая роль, которую играла в первом полярном полете цеппелина в Арктику советская наука и техника. Напомним, что впервые полет цеппелина к северному полюсу намечался еще в 1929 г., а затем в 1930 г. Причины технического порядка задержали выполнение этой задачи и она, наконец, была разрешена минувшим летом и притом по несколько сокращенной программе. Первоначально предполагался грандиозный перелет, кото­ рый охватил бы Аляску, где в г. Фербенксе уже начала сооружаться.причальная мачта; оттуда цеппелин должен был пролететь над всем нашим арктическим побережьем Азии, особенно внимательно обследовать район Север­ 1 Напомним расшифровку этого наименования. J1—первая буква слова Luftschiff (воздушный корабль), Ц - первая буква слова Zeppelin, собственного имени первого создателя этого типа дирижаблей. 127—все построенные в Германии цеппе­ лины получают свой порядковый .N» и данный дирижабль является сто двадцать седьмым цеппелином.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz