Карело-Мурманский край. 1931, N 7-8/
58 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ — — ■ ,i I ■ I.II № 7 - 8 Рий. 2. Рис. 3. Переносный двигатель Люссе. ветродвигатель может быть построен из алюминия, латуни и тонкой листовой оцинкованной стали. Нижние и верхние края крыльев укреплены закатан ной в них проволокой. На фото изображен роторный ветродвигатель Саво- ниуса для качки воды. Высота крыльев этого двигателя 1,96 м., а размах их—0,96 м. Проекция же крыльев составляет 1,88 кв. м. Диаметр конечных шайб 1,20. Для прочности на концах крыльев зафальцована 10 мм. проволока, причем сами крылья стянуты проволоками толщиной 3 мм. Конечные шайбы сделаны из фанеры толщиной 12 мм., жестко соединенной с крыльями при помощи деревянных гаек. Для легкости вертикальный вал сделан из 2,5 см. стальной трубы и жестко соединен с верхней и нижней шайбой при помощи конической поддержки из 1 мм. листа. Вал вращается в двух шари ковых подшипниках, укрепленных в боковой подставке внизу. На нижний подшипник опирается ротор, как на подпятник. Вес ротора равен 50 кг. Для ,расоса к валу снизу приделан эксцентрик с при водом. Описанный двигатель с насосом в опытах Саво- пиуса подавал воду по 1,9 см. трубе длиной 110 м., на высоту 15 метров. Нижеприводимая таблица дает подсчет эффективной мощности указанного ротора с учетом всех потерь 1. Скорость ветра м/сек. Число качаний на соса в ми нуту Производительность Эффект, мощность в НР Литров в час (действ.) Килограммо метров в секунду 3 34 100 0,833 0,0111 4 70 210 1,750 0,0234 5 109 325 2,710 0,0370 6 152 455 3,790 0,0505 7 200 600 5,000 0,0667 Далеее представлен саморегулирующийся роторный ветродвигатель Савониуса. В этом роторе при наличии ]) Б. Б. Кажинский. Ветросиловые установки ГИЗ, 1928 г. в нем особых пружин достигается автоматическая регу лировка числа оборотов двигателя. При сильном ветре, вследствие центробежной силы, развивающейся в крыльях, пружины растягиваются и этим самым крылья сдвигаются в более невыгодное положение. При понижении скорости ветра пружины возвращаются в нормальное положение. На фото дается трехэтажный роторный ветродвигатель Савониуса, специально приспособленный для ветро-электри- ческой станции. Более усовершенствованный роторный двигатель пред ставляет собой ветротурбина инж. Кажинского, крупного советского специалиста в области строительства ветро двигателей. Ветротурбина инж. Кажинского состоит из двух полых металлических цилиндров, несколько удаленных друг от друга своими плоскими гранями. Вертикальная ось вра щения проходит между цилиндрами. Главное отличие этой системы от системы Савониуса то, что здесь полу цилиндры имеют внутреннюю плоскую грань, что сделано с целью получения более прямой турбинообразного хода для внутренней струи ветра, сокращающей ей путь для удара на заднюю грань полуцилиндра (рис. 3). Оба полуцилиндра оканчиваются сверху и снизу дисками и могут вращаться в одну сторону вокруг общей оси под действием ветра, производящего на плоские грани полуцилиндров. Автоматическое регулирование числа оборотов ветротурбины достигается соответствую щими пружинами. При слабом ветрз посредством пружин оба полуцилиндра взаимно смещены и в таком виде ветер ударяет почти на три четверти плоской грани. Когда увеличивается скорость ветра и соответственно этому число оборотов ротора, то вследствие центробеж ной силы полуцилиндры отходят от середины, вращаясь вокруг своих осей, и становятся в нормальное положение. В таком положении внутренняя струя имеет возможность проникагЬ за заднюю грань, ударять в ее острый конец и отходить прочь, уменьшая вредное влияние подсасы ваний. При сильном ветре полуцилиндры переходят почти в крайнее положение, и тогда работает лишь самая незначительная часть плоских граней. Во время бури полуцилиндры покрывают друг друга совсем и ста а диаметр конечных шайб для коротких невысоких рото ров может быть больше общей ширины крыльев на 1 /8 часть размаха. Для высоких роторов конечные шайбы могут быть несколько меньшего диаметра. Роторный
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz