Карело-Мурманский край. 1931, N 7-8/

58 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ — — ■ ,i I ■ I.II № 7 - 8 Рий. 2. Рис. 3. Переносный двигатель Люссе. ветродвигатель может быть построен из алюминия, латуни и тонкой листовой оцинкованной стали. Нижние и верхние края крыльев укреплены закатан­ ной в них проволокой. На фото изображен роторный ветродвигатель Саво- ниуса для качки воды. Высота крыльев этого двигателя 1,96 м., а размах их—0,96 м. Проекция же крыльев составляет 1,88 кв. м. Диаметр конечных шайб 1,20. Для прочности на концах крыльев зафальцована 10 мм. проволока, причем сами крылья стянуты проволоками толщиной 3 мм. Конечные шайбы сделаны из фанеры толщиной 12 мм., жестко соединенной с крыльями при помощи деревянных гаек. Для легкости вертикальный вал сделан из 2,5 см. стальной трубы и жестко соединен с верхней и нижней шайбой при помощи конической поддержки из 1 мм. листа. Вал вращается в двух шари­ ковых подшипниках, укрепленных в боковой подставке внизу. На нижний подшипник опирается ротор, как на подпятник. Вес ротора равен 50 кг. Для ,расоса к валу снизу приделан эксцентрик с при­ водом. Описанный двигатель с насосом в опытах Саво- пиуса подавал воду по 1,9 см. трубе длиной 110 м., на высоту 15 метров. Нижеприводимая таблица дает подсчет эффективной мощности указанного ротора с учетом всех потерь 1. Скорость ветра м/сек. Число качаний на­ соса в ми­ нуту Производительность Эффект, мощность в НР Литров в час (действ.) Килограммо­ метров в секунду 3 34 100 0,833 0,0111 4 70 210 1,750 0,0234 5 109 325 2,710 0,0370 6 152 455 3,790 0,0505 7 200 600 5,000 0,0667 Далеее представлен саморегулирующийся роторный ветродвигатель Савониуса. В этом роторе при наличии ]) Б. Б. Кажинский. Ветросиловые установки ГИЗ, 1928 г. в нем особых пружин достигается автоматическая регу­ лировка числа оборотов двигателя. При сильном ветре, вследствие центробежной силы, развивающейся в крыльях, пружины растягиваются и этим самым крылья сдвигаются в более невыгодное положение. При понижении скорости ветра пружины возвращаются в нормальное положение. На фото дается трехэтажный роторный ветродвигатель Савониуса, специально приспособленный для ветро-электри- ческой станции. Более усовершенствованный роторный двигатель пред­ ставляет собой ветротурбина инж. Кажинского, крупного советского специалиста в области строительства ветро­ двигателей. Ветротурбина инж. Кажинского состоит из двух полых металлических цилиндров, несколько удаленных друг от друга своими плоскими гранями. Вертикальная ось вра­ щения проходит между цилиндрами. Главное отличие этой системы от системы Савониуса то, что здесь полу­ цилиндры имеют внутреннюю плоскую грань, что сделано с целью получения более прямой турбинообразного хода для внутренней струи ветра, сокращающей ей путь для удара на заднюю грань полуцилиндра (рис. 3). Оба полуцилиндра оканчиваются сверху и снизу дисками и могут вращаться в одну сторону вокруг общей оси под действием ветра, производящего на плоские грани полуцилиндров. Автоматическое регулирование числа оборотов ветротурбины достигается соответствую­ щими пружинами. При слабом ветрз посредством пружин оба полуцилиндра взаимно смещены и в таком виде ветер ударяет почти на три четверти плоской грани. Когда увеличивается скорость ветра и соответственно этому число оборотов ротора, то вследствие центробеж­ ной силы полуцилиндры отходят от середины, вращаясь вокруг своих осей, и становятся в нормальное положение. В таком положении внутренняя струя имеет возможность проникагЬ за заднюю грань, ударять в ее острый конец и отходить прочь, уменьшая вредное влияние подсасы­ ваний. При сильном ветре полуцилиндры переходят почти в крайнее положение, и тогда работает лишь самая незначительная часть плоских граней. Во время бури полуцилиндры покрывают друг друга совсем и ста­ а диаметр конечных шайб для коротких невысоких рото­ ров может быть больше общей ширины крыльев на 1 /8 часть размаха. Для высоких роторов конечные шайбы могут быть несколько меньшего диаметра. Роторный

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz