Карело-Мурманский край. 1931, N 7-8/

№ 7—8 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ 57 Ветрофикация карельских колхозов Фронт энергетики—решающий участок социалисти­ ческого строительства. На передовом участке этого фронта должна стоять проблема использования энергии ветра. Пятилетний план предусматривает задание—заменить в деревне старые, негодные ветряки ветро-силовыми установками новейших конструкций и довести мощность всех наших ветродвигателей до 700 ООО НР. Задача будущих пятилеток—покрыть всю страну сетью гидравлических и ветросиловых установок; для обеспече­ ния потребителя непрерывным поступлением энергии эти установки должны работать на общую сеть, взаимно дополняя друг друга *. К частичной ветрофикации следует приступить сейчас же. Ветрофицированы должны быть как крупные, так и мел­ кие колхозы. В Карелии во многих районах с успехом могли бы быть ветрофицированы, как сельскохозяйствен­ ные, так и рыбацкие колхозы. Ведь ветродвигатели, как известно, отличаются дешевизной работы. Так, средняя стоимость I лошадино-сило-часа работы выра­ жается для: Мускульной силы человека . . . 175,0 коп. Мускульной силы лошади . . . . 45,0 „ Двигателя бензинового..................... 55,0 „ Двигателя тракторного......................12,3 „ Ветродвигателя от 3 до 20 НР . . 1,1 „ Из этой таблицы достаточно ясно, что ветродвигатель по своей дешевизне работы является одним из наиболее пригодных, в особенности в условиях Карелии, где преобладают мелкие колхозы. Ветряные двигатели почти не требуют ухода и дей­ ствуют от даровой энергии ветра; единственные расходы по их содержанию—смазка и изредка ремонт. Кроме того, они очень дешевы и просты, так что постройка и ремонт под силу любому колхозу. Ветросиловые установки в колхозах нашли бы себе огромное применение. Так, в сельскохозяйственных кол­ хозах ветродвигатели могут служить для мелиорации, помола зерна, торфоразработок, молотьбы, пахоты, водо­ 1 Педдер. Использование энергии ветра в Карелии, Карело- Мурманский Край, № 3—4, 1931 г. "1'№ L Рис. 1. снабжения конюшен, скотных дворов, для изготовления корма скоту, для переработки продуктов животноводства: Жпараторы, маслобойни, сыроварни и т. д. Также легко приспособить ветровую установку для нужд рыбацких колхозов: для тяги неводов и лодок. И, н а к о н е ц , возможно приме­ нение ветродвига­ телей в лесном деле: лесопиле­ нии, ме х а нич е ­ ской распиловке и колке дров, а также при меха­ нической валке леса, применяя высотные в е тр о ­ силовые электри­ ческие станции, где ветряное колесо насажено на корпус привязного аэростата и приводит во вращение электрогенератор, от которого вырабатываемый ток идет на землю по тросу-кабелю и там питает электромоторную пилу (Рис. 1) Из бсего сказанного видно, что ветрофикации при­ надлежит широкое будущее в особенности в тех местах Карелии, где использование энергии воды по тем или иным причинам невозможно. Рассмотрим вкратце некоторые типы ветродвигателей, которые с успехом и при небольшой затрате средств могли бы быть полезными в настоящий момент, как в сельскохозяйственных, так и рыбацких колхозах. Секция по изучению естественных производительных сил Карельского Научно-Исследовательского Института рекомендует для карельских колхозов роторные ветро­ двигатели, получившие уже довольно широкое применение для целей водоснабжения в Сибирских колхозах. Роторным ветродвигателям новейших конструкций при­ надлежит огромная будущность в колхозах. Этот тип двигателей по сравнению с другими ветродвигателями обладает высоким коэффициентом полезного действия. Стоимость их невысока и они могут устанавливайся на невысоких башнях или на козлах, помещаемых на кры­ шах зданий. Кроме того, этот тип двигателя обладает еще тем преимуществом, что его легко можно перенести с места на место, установив его на площадке, что очень важно в сельско-хозяйственных работах. Основную форму роторного ветродвигателя получим, когда ротор Флеттнера разрежем на две части вдоль его продольной оси и сдвинем две половины в разные стороны (роторный ветродвигатель Савониуса). Схема роторного ветродвигателя дана на рис. 2. Тщательно произведенные опыты показали, что наилуч­ шим коэффициентом полезного действия обладают роторы с двумя полуцилиндрическими крыльями. Мощность та­ кого двигателя повышается пропорционально проекции ^рабочей поверхности крыльев его. Наивыгоднейшее со­ отношение размаха, т. е. общей ширины раскрытых крыльев к их высоте, в среднем следует считать от 1 :1 до 1: 2. Для роторов, невысоко установленных над поверхностью земли, высоту крыльев принимают в 3—5 раз больше размаха. Просвет же между крыльями плоскостях разреза составляет около 1/ь размаха,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz