Карело-Мурманский край. 1931, N 7-8/

своего на фабрике, в колхозе, на учебе и т. д., наверняка, глубже и полнее, чем сытый буржуа, пресыщенный всем, что он перевидал на белом свете, буржуа, который с жиру бесится и не знает, куда ему бросить свои лиш­ ние деньги. Но Советский краевед и . турист идет в неизведанные места не ^потому просто, что он хочет лишь отдыха и наслаждения.' Пролетарским острым взглядом он прикидывает силу водопада на киловатты, он мысленно выбирает площадку для гидростанции, он испытующе мнет глину на речном берегу, видя здесь кирпичный завод или будущий Аллюминстрой, он прохо­ дит в лесной чаще и там, где гниет бурелом, ему рисуются лесопильные и лесохимические заводы. Пришел настоящий хозяин земли. Пришел ее социалистический хозяин, который сумеет бережно и в то же время не­ бывало широко использовать земные недра и все богатства земли, поднять целину, расчистить реки, насадить леса, где их нет, запрячь энергию рек, освобо­ дить скрытый жар мшистых торфяников, построить на месте жалких деревушек чистые дома и службы совхозов и колхозов, воздвигнуть дворцы техники в пустынях и „гиблых местах". Капиталистическое хищничество и варварство осуждены историей на гибель. Буржуазия не в состоянии сама справиться с производительными силами, которые вызвало к жизни развитие капиталистической техники. И вот, гигантский, небывалый кризис, как злокачественная лихо­ радка, поражает и трясет весь капиталистический мир. Американское Сельско-Хозяйственное Управление предла­ гает запретить разведение хлопка в Соединенных Штатах. Бразильские плантаторы уничтожают — жгут и топят — миллионы килограмм кофе. Яванские колонизаторы гол­ ландцы— уничтожают урожай своих плантаций, снаб­ жавших некогда весь мир пряностями. Капиталисти­ ческий мир зашел в тупик. Он уничтожает уже произведенные богатства человеческого труда, политые потом и кровью рабочих, колониальных рабов и фермеров. И в то же время десятки миллионов людей обречены на безработицу, голодную смерть и медленное вырождение от лишений, нищеты и болезней. А в это время СССР победоносно развертывает свою социалистическую про­ грамму, преодолевая сопротивление последних эксплоа- таторских классов, втягивая в колхозы отсталое, в своей сельскохозяйственной технике, крестьянство, преобразуя всю страну в индустриально-аграрную. Советскому краеведению в этом деле должна принад­ лежать почетная и великая роль. Всюду должны быть созданы краеведческие ячейки. Рыбак, рабочий Совхоза, лесопильного завода, лесоруб, колхозник — все должны быть вовлечены в это движение. Учитель и школа, строющаяся на основе политехнизма, должны быть также в передовых рядах Советского краеведения. Мы не забываем, конечно, что социалистическая стройка проте­ кает в разных национальных районах СССР, что в нас еще сохранились пережитки древних, докапиталистических укладов жизни, что ряд национально-бытовых особенностей должен быть учтен и в ходе индустриализации и в колхозном деле и в культурной нашей работе. Но мы ведь 'строим культуру национальную по форме и социалистическую по содержанию. Поэтому национальные особенности должны быть не фетишем, не просто святы­ ней, до которой страшно дотронуться руками, а должны быть подвергнуты также анализу с точки зрения клас­ совых интересов пролетариата. Национальная культура не есть культура кулачества, или буржуазной интелли­ генции, и великодержавному шовинизму и национальной мелкобуржуазной ограниченности мы должны объявить жестокую борьбу. Изучение прошлого своего народа, изучение его языка, фольклора (народного творчества), мы должны поставить на рельсы классового марксистско-ленинского анализа. Этнография для нас также не просто наука, описывающая старый быт народа. Старый быт, враждебный социализму, должен быть сломлен, поэтому история, археология, этнография, лингвистика, не выпадая из поля зрения краеведов, должны быть перестроены по методу и пущены в ход для дела культурной революции прежде всего. История народов СССР должна нами изучаться. Но не только времена феодальные и даже дофеодальные надо изучать, чтобы понять дальнейший ход историчес­ кого процесса. Надо поставить на должную высоту историю рабочего движения в крае, историю партии и Октябрьской революции, историю гражданской войны,, историю социалистической индустриализации, историю колхозов. Изучение красного быта этнографами и фоль­ клористами должно быть также перестроено — его нужно изучать не вообще, а для того, чтобы понять истори­ ческий процесс и, вместе с тем, найти лучшие методы борьбы с некультурностью, борьбы с неравенством жен­ щины, борьбы за коммунистическое воспитание, борьбы за антирелигиозное просвещение. Изучение религиозного быта надо поставить на службу антирелигиозной пропа­ ганде и связать с работой Союза воинствующих безбожников. Краеведческие организации должны тесно связаться с работой плановых органов, с работой земельных отделов, советов культурного строительства, с профсою­ зами, обществом пролетарского туризма, литературными организациями. На смену краеведу - одиночке должны придти мас­ совые краеведческие организации, где, втягивая широкие слои рабочих и колхозников, мы могли бы использовать и опыт старых специалистов, как консультантов и инструкторов методики научной работы. А работы — не в проворот. Работы — непочатый край. „Краеведение на службу второй пятилетке", „краеведение — на службу социалистическому строительству и культурной рево­ люции"; краеведение на службу классовым интересам пролетариата, поражающего врагов социалистического общества всюду, куда они спешат укрыться, и превра­ щающему науку из рабыни эксплоататорского строя — в могучего помощника по Ленинской переделке не только нашей страны, но и всего мира. Н. Моторин.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz