Карело-Мурманский край. 1931, N5-6.
50 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ № 5—6 Гренландские экспедиции 1930— 31 гг. В связи с вопросом о предстоящем Втором Полярном годе и растущим интересом к экономическим, а в особенности авиационным проблемам Арктики, большого внимания заслуживают четыре экспедиции длительно, одновременно и в известных пределах согласованно работающие в те кущем году в Гренландии. Об английской экспедиции, хорошо обставленной и энергично проводимой, поставившей своей целью обсле довать Гренландию с точкй зрения возможности обору дования гренландского ледяного плоскогория для аэро линии Британские острова — западная Канада, уже было упомянуто в нашем журнале. Результат деятельности этой экспедиции, конечно, еще далеко не выяснен даже для самих ее выполнителей, но во всяком случае в на стоящий момент благополучно заканчивается зимовка тех ее членов, которые в чрезвычайно тяжелых условиях производили свои наблюдения и изыскания в централь ной части гренландской ледяной шапки, т. е. в той при близительно ее точке,'' которая носит красноречивое наз вание „полюса ветров". Кроме этого особая партия иссле довала до сих пор крайне неточно нанесенную на карту часть восточного побережья Гренландии. Затем продолжает свои работы, начатые еще в 1926 г., экспедиция Мичиганского университета [САСШ] под руко водством проф. Гоббса [см. „Кар.-Мурм. Край, № 1, 1929 г. ст. С. Бодиско, „У колыбели атлантических штор мов"], основной целью которой является изучение влияния Гренландского ледяного плато на образование циклонов в северной части Атлантического океана. Эта экспедиция не преследует непосредственно практических целей, хотя научное ее значение, конечно, чрезвычайно велико. Кроме того .обставлена она сравнительно не богато и ее дея- дельность протекает не в специфически „гренландской" обстановке, каковою надо считать центральную часть „ледяной шапки". Затем, повидимому, экспедиция Гоббса действует особняком, что до некоторой степени и сни жает ее значимость. Наибольший научный интерес, а весьма возможно и немедленные по своему значению практические резуль таты, представляет германская экспедиция проф. Альфреда Вегнера. Это очень широко и продуманно обставленная экспедиция, хотя и не снабженная самолетами, но во всех других отношениях материально значительно превосходя щая английскую. Можно указать, например, что для уско рения транспорта она снабжена двумя моторными санями [насколько известно, советского происхождения—в этой области работал только наш Союз], двадцатью пятью исландскими пони и свыше чем сотней собак. Затем она отлично оборудована новейшими приборами как метеоро логическими, так и специально разработанными сейсмогра фами, для производства измерений глубины льда на ледя ной шапке, применяя для этого только недавно проверен ные сейсмологические методы. Особенно же интересным является то, что личный со став германской экспедиции состоит из ряда выдающихся ученых—исследователей, специалистов по метеорологии, геологии, магнитным измерениям, биологии и пр., причем во главе ее стоит Вегенер, творец теории перемещения континентов и давнишний исследователь самой Гренландии. Между прочим, одной из причин интереса Вегенера, к этому суровому острову является то, что, в согласии с его данными и выводами, именно Гренландия до сих пор не закончила своего, конечно, микроскопически малого, движения в западном направлении. В соответствии со всей организацией германской экспедиции и поставленные ею задачи гораздо шире нежели у английской и американской,. Непосредственной чисто практической целью является исследование проек тируемой немцами аэролинии Берлин—Чикаго, которая будет значительно короче нежели уже осуществленные до настоящего времени трансатлантические аэропути. Кроме того, в случае если местные условия Гренландии окажутся достаточно благоприятными, линия эта пред ставится и более безопасной, так как здесь самолетам и дирижаблям придется перелетать только над сравни тельно короткими водными участками. Что же касается штормов и туманов, то они —с одной стороны, не сильнее и не чаще нежели в северной части Атлантического океана [это касается главного врага авиации—тумана], а с другой— предсказывание погоды, при хорошо обставленной метео рологической службе облегчается, благодаря ряду местных условий. Научные цели экспедиции Вегенера чрезвычайно ши роки. Они охватывают прежде всего изостатические 1 измерения, столь важные для подтверждения его теории, определения в разных точках толщины материкового ле дяного покрова Гренландии [посредством сейсмического метода], производства геологических и биологических изысканий, и, наконец, чрезвычайно развитых метеороло гических наблюдений. С последней целью устроены три хорошо, оборудованных для зимовки станции, конечно, снабженных радиоустановками и всем необходимым как для разносторонних наблюдений, так и для жизни. Можно указать, что уже теперь получены совершенно новые данные, касающиеся характера и направления зим них гренландских ветров, а также движения ледников. Когда эти первые материалы будут несколько более подробно разработаны и опубликованы, они представят непосред ственный интерес для всех стран, примыкающих к север ной части Атлантического океана и Северного Ледови того моря, т. е. в частности и для нашего Мурманского побережья. Наконец, четвертая маленькая по средствам и заданиям экспедиция д-ра К. Думбрава, работает в течение всего этого года в западной части Гренландии, самостоятельно исследуя с метеорологической и топографической точки зрения участок воздушного пути между Гренландией и Гудзоновым заливом в Северной Америке. Конечно, прежде всего должен явиться вопрос—почему именно неприветливой суровой Гренландии уделяется в настоящий момент столь большое внимание и чем именно эти экспедиции имеют актутальное значение и для нас?! О влиянии на климат и состояние атмосферы в Европе, северной части Атлантического океана и Северного моря вплоть до Новой Земли, а по некоторым новейшим дан ным несомненные следы его влияния отмечаются и лля сев. западной Сибири, говорить не приходится. Оно общеизвестно. Менее известна зависимость количества полярных льдов около Гренландии и Исландии и клима тическими явлениями в северной и средней Европе. *) Иначе гривитационные, т. е. относящиеся к измерению силы земного тяготения в тех или иных пунктах.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz