Карело-Мурманский край. 1931, N5-6.

50 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ № 5—6 Гренландские экспедиции 1930— 31 гг. В связи с вопросом о предстоящем Втором Полярном годе и растущим интересом к экономическим, а в особенности авиационным проблемам Арктики, большого внимания заслуживают четыре экспедиции длительно, одновременно и в известных пределах согласованно работающие в те­ кущем году в Гренландии. Об английской экспедиции, хорошо обставленной и энергично проводимой, поставившей своей целью обсле­ довать Гренландию с точкй зрения возможности обору­ дования гренландского ледяного плоскогория для аэро­ линии Британские острова — западная Канада, уже было упомянуто в нашем журнале. Результат деятельности этой экспедиции, конечно, еще далеко не выяснен даже для самих ее выполнителей, но во всяком случае в на­ стоящий момент благополучно заканчивается зимовка тех ее членов, которые в чрезвычайно тяжелых условиях производили свои наблюдения и изыскания в централь­ ной части гренландской ледяной шапки, т. е. в той при­ близительно ее точке,'' которая носит красноречивое наз­ вание „полюса ветров". Кроме этого особая партия иссле­ довала до сих пор крайне неточно нанесенную на карту часть восточного побережья Гренландии. Затем продолжает свои работы, начатые еще в 1926 г., экспедиция Мичиганского университета [САСШ] под руко­ водством проф. Гоббса [см. „Кар.-Мурм. Край, № 1, 1929 г. ст. С. Бодиско, „У колыбели атлантических штор­ мов"], основной целью которой является изучение влияния Гренландского ледяного плато на образование циклонов в северной части Атлантического океана. Эта экспедиция не преследует непосредственно практических целей, хотя научное ее значение, конечно, чрезвычайно велико. Кроме того .обставлена она сравнительно не богато и ее дея- дельность протекает не в специфически „гренландской" обстановке, каковою надо считать центральную часть „ледяной шапки". Затем, повидимому, экспедиция Гоббса действует особняком, что до некоторой степени и сни­ жает ее значимость. Наибольший научный интерес, а весьма возможно и немедленные по своему значению практические резуль­ таты, представляет германская экспедиция проф. Альфреда Вегнера. Это очень широко и продуманно обставленная экспедиция, хотя и не снабженная самолетами, но во всех других отношениях материально значительно превосходя­ щая английскую. Можно указать, например, что для уско­ рения транспорта она снабжена двумя моторными санями [насколько известно, советского происхождения—в этой области работал только наш Союз], двадцатью пятью исландскими пони и свыше чем сотней собак. Затем она отлично оборудована новейшими приборами как метеоро­ логическими, так и специально разработанными сейсмогра­ фами, для производства измерений глубины льда на ледя­ ной шапке, применяя для этого только недавно проверен­ ные сейсмологические методы. Особенно же интересным является то, что личный со­ став германской экспедиции состоит из ряда выдающихся ученых—исследователей, специалистов по метеорологии, геологии, магнитным измерениям, биологии и пр., причем во главе ее стоит Вегенер, творец теории перемещения континентов и давнишний исследователь самой Гренландии. Между прочим, одной из причин интереса Вегенера, к этому суровому острову является то, что, в согласии с его данными и выводами, именно Гренландия до сих пор не закончила своего, конечно, микроскопически малого, движения в западном направлении. В соответствии со всей организацией германской экспедиции и поставленные ею задачи гораздо шире нежели у английской и американской,. Непосредственной чисто практической целью является исследование проек­ тируемой немцами аэролинии Берлин—Чикаго, которая будет значительно короче нежели уже осуществленные до настоящего времени трансатлантические аэропути. Кроме того, в случае если местные условия Гренландии окажутся достаточно благоприятными, линия эта пред­ ставится и более безопасной, так как здесь самолетам и дирижаблям придется перелетать только над сравни­ тельно короткими водными участками. Что же касается штормов и туманов, то они —с одной стороны, не сильнее и не чаще нежели в северной части Атлантического океана [это касается главного врага авиации—тумана], а с другой— предсказывание погоды, при хорошо обставленной метео­ рологической службе облегчается, благодаря ряду местных условий. Научные цели экспедиции Вегенера чрезвычайно ши­ роки. Они охватывают прежде всего изостатические 1 измерения, столь важные для подтверждения его теории, определения в разных точках толщины материкового ле­ дяного покрова Гренландии [посредством сейсмического метода], производства геологических и биологических изысканий, и, наконец, чрезвычайно развитых метеороло­ гических наблюдений. С последней целью устроены три хорошо, оборудованных для зимовки станции, конечно, снабженных радиоустановками и всем необходимым как для разносторонних наблюдений, так и для жизни. Можно указать, что уже теперь получены совершенно новые данные, касающиеся характера и направления зим­ них гренландских ветров, а также движения ледников. Когда эти первые материалы будут несколько более подробно разработаны и опубликованы, они представят непосред­ ственный интерес для всех стран, примыкающих к север­ ной части Атлантического океана и Северного Ледови­ того моря, т. е. в частности и для нашего Мурманского побережья. Наконец, четвертая маленькая по средствам и заданиям экспедиция д-ра К. Думбрава, работает в течение всего этого года в западной части Гренландии, самостоятельно исследуя с метеорологической и топографической точки зрения участок воздушного пути между Гренландией и Гудзоновым заливом в Северной Америке. Конечно, прежде всего должен явиться вопрос—почему именно неприветливой суровой Гренландии уделяется в настоящий момент столь большое внимание и чем именно эти экспедиции имеют актутальное значение и для нас?! О влиянии на климат и состояние атмосферы в Европе, северной части Атлантического океана и Северного моря вплоть до Новой Земли, а по некоторым новейшим дан­ ным несомненные следы его влияния отмечаются и лля сев. западной Сибири, говорить не приходится. Оно общеизвестно. Менее известна зависимость количества полярных льдов около Гренландии и Исландии и клима­ тическими явлениями в северной и средней Европе. *) Иначе гривитационные, т. е. относящиеся к измерению силы земного тяготения в тех или иных пунктах.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz