Карело-Мурманский край. 1931, N5-6.
10 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ № 5—6 с выбором и испытанием машин за-границей в декабре- январе- феврале-марте. б) Строительство осуществлялось по этим отрывоч ным чертежам, не имея общего проекта и сметы стройки. в) В своеобразных тепляках, без окон строились все три задания фабрики и химлаборатория. Окон в тепля ках не было, так как все равно была полярная ночь. Невероятные трудности строительства этой первой фабрики не повторятся еще раз. Однако, состояние строительства таково, что позволяет к 1 мая снять все тепляки, что определяет окончание стройки вчерне. Монтаж фабрики закончится в августе, в соответствии с поступлением оборудования, задержка на 3 месяца против проектированного срока. Следующая фабрика будет строиться на 700.000 тонн, т. е. загрузка руды в этом случае будет почти вдвое больше, чем на возводимой. Схема потребности энергии для треста Апатит соста вляет— в 1930 г. — 300 клв. освещение и моторы строительные — покрывают времянки, в 1931 г .— 3000 клв. рудник, материал, фабрика, осве щение — покрывает временная электростанция, в 1932 г .— 6000 клв. рудник, материалы, фабрика 1 и 2, освещение, опытные за воды — покрывает временная элек тростанция. в 1933 г. — 25000 клв. рудник, материалы, фабрика 1, 2 и 3, освещение, опытные заводы, постройка Химкомбината. Покрывает гидростанция. , Строительство паровой временной электростанции осуществляется в конце 1930 г. и начале 1931 г., по очередям: 1750 клв. к 1 мая и 3000 клв. к 1 Августа, 1500 клв. в августе 1931 г. Трудности монтажа старого оборудования, а у нас только старое, всем очевидны. (Котлы Орехово-Зуевские, турбины „Красного Выборжца" и Ижорского завода). Если со строительными работами трест справился легко к зиме 1930-31 г., то с монтажём произошли большие задержки. Что касается гидростанции, то последняя будет пу щена в 1933 г., при чем работы по ее постройке про должаются круглую зиму. Окончательное утверждение проекта и выбор варианта произойдут уже в апреле текущего года. В случае разрыва в 1932 г. между по требностью электроэнергии и ее наличием, трест Апатит предполагает достигнуть баланса, применяя коэффициент одновременности, равный от 0,7 до 0,8. Что касается ремонтного завода, то пока что трест мог обходиться маленькими ремонтными мастерскими, но уже в 1931 г. совершенно четко обозначался переход на необходимость обслуживать себя мощным ремонтным заводом, в котором мы могли бы иметь чугуно-литейное и медно-литейное отделения и котельный, сварочный, механический, элек трический, паровозостроительный и др. цеха. V. Чрезвычайно сложную обстановку представлял собой первый рудник Кукисвумчорр. Как мы уже выше сказали, первоначальная программа была увеличена до 250.000 тонн с 1 июля 1930 г., в то время, когда критика работы треста достигла своего апогея в сентябре 1930 г. и когда трест упрекали в невыполнении программы добычи в 250.000 тонн, в этот период как раз руководство треста! переживало чрезвычайно тяжелое состояние в том смысле, что создавалась угроза закрытия рудника и пере хода всего хибиногорского дела на временную консер вацию, так как, с одной стороны, произошли заминки в экспорте, а,— с другой, в виду неумения использовать руду на наших заводах, апатит должен был быть вре менно законсервирован, и лишь только настойчивая работа треста по непосредственному проталкиванию апа тита на заводы помогла изжить это положение и довести отгрузку постепенно до размеров 40.000 тонн в месяц. Рост добычи апатита в 1930 г. определяется следующими цифрами: январь, февраль, март — 1 370 тонн, апрель— 8 000 тонн, май,— 13 000, июнь— 15 000 тонн, июль — 16 000, август — 41 000, сентябрь — 50 000, октябрь — 42 000, ноябрь — 32 000, декабрь — 47 000, всего 269 000 тонн. Наряды, данные на экспорт, были выполнены полностью. Себестоимость руды в 1930 г. претерпела следующие изменения: до 1 октября себестоимость франко-вагон составляла 27 р. 41 к., -а особом квартале она была снижена на 17 р.. 50 к. Задача рудника — все более улучшать качество, доведя его до 3 2—33% и снижение себестоимости — до 12 р. тонна франко-вагон обогати тельной руды. Не надеясь более на получение надлежа щего проекта для рудника от какой бы то ни было организации, трест своими собственными силами орга низовал составление проекта на рудник в 3 милл. тонн добычи, при чем в этом отношении вся работа треста без достаточно уточненной схемы летом 1930 г. была своего рода „университетом" для познания особен ных свойАв апатитовой руды, главным образом, в области ее спуска из забоев на погрузочные эстакады. Упомя нутый проект предусматривает сортировку и организацию спусковых потоков таким образом, чтобы по своему качеству и кусковатости руда приобретала тот вид, ко торый позволил бы ей непосредственно быть погружае мой в вагоны для следования по‘своему направлению. К 1 апреля 1931 г. рудник Кукисвумчорр предста вляет уже тип механизированного рудника: 1) все забои вооружены компрессорами и пневматическим оборудова нием, 2) закалка буров производится в бурозаправочной мастерской, с автоматическим станом, 3) забои связаны скатами и бремсбергом с центральным откаточным путем 446 горизонталь и 4) откаточный путь 446 горизонталь связан с разъездом 373—станки и 2 концевыми бремсбер гами, 5) в начале 1931 г. приступили к оборудованию большого клетевого бремсберга с 446 горизонтали к 373. Пробная эксплоатация на Юкспоре также обору дована скатом и бремсбергом бесконечной откаткой. Дальнейшая механизация и улучшение предусматривают, главным образом, надпутевые стройки на разъезде Не фелин (эстокадь^ сортировка, склады), что и предусмо трено строительство 1931 г. Основным недостатком в работе, мешающим развертыванию рудника, является железная дорога, которая систематически подавала 50% вагонов, а в марте 1931 г. подала 20% потребности. Неустранение этого зла коренным образом затормозит апатитовую проблему в целом. VI. Совершенно ясно, что в таком новом деле, как исполь зование апатитовой руды, научно-исследовательские ра боты имеют большее значение, чем в какой-либо другой
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz