Карело-Мурманский край. 1931, N5-6.

10 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ № 5—6 с выбором и испытанием машин за-границей в декабре- январе- феврале-марте. б) Строительство осуществлялось по этим отрывоч­ ным чертежам, не имея общего проекта и сметы стройки. в) В своеобразных тепляках, без окон строились все три задания фабрики и химлаборатория. Окон в тепля­ ках не было, так как все равно была полярная ночь. Невероятные трудности строительства этой первой фабрики не повторятся еще раз. Однако, состояние строительства таково, что позволяет к 1 мая снять все тепляки, что определяет окончание стройки вчерне. Монтаж фабрики закончится в августе, в соответствии с поступлением оборудования, задержка на 3 месяца против проектированного срока. Следующая фабрика будет строиться на 700.000 тонн, т. е. загрузка руды в этом случае будет почти вдвое больше, чем на возводимой. Схема потребности энергии для треста Апатит соста­ вляет— в 1930 г. — 300 клв. освещение и моторы строительные — покрывают времянки, в 1931 г .— 3000 клв. рудник, материал, фабрика, осве­ щение — покрывает временная электростанция, в 1932 г .— 6000 клв. рудник, материалы, фабрика 1 и 2, освещение, опытные за­ воды — покрывает временная элек­ тростанция. в 1933 г. — 25000 клв. рудник, материалы, фабрика 1, 2 и 3, освещение, опытные заводы, постройка Химкомбината. Покрывает гидростанция. , Строительство паровой временной электростанции осуществляется в конце 1930 г. и начале 1931 г., по очередям: 1750 клв. к 1 мая и 3000 клв. к 1 Августа, 1500 клв. в августе 1931 г. Трудности монтажа старого оборудования, а у нас только старое, всем очевидны. (Котлы Орехово-Зуевские, турбины „Красного Выборжца" и Ижорского завода). Если со строительными работами трест справился легко к зиме 1930-31 г., то с монтажём произошли большие задержки. Что касается гидростанции, то последняя будет пу­ щена в 1933 г., при чем работы по ее постройке про­ должаются круглую зиму. Окончательное утверждение проекта и выбор варианта произойдут уже в апреле текущего года. В случае разрыва в 1932 г. между по­ требностью электроэнергии и ее наличием, трест Апатит предполагает достигнуть баланса, применяя коэффициент одновременности, равный от 0,7 до 0,8. Что касается ремонтного завода, то пока что трест мог обходиться маленькими ремонтными мастерскими, но уже в 1931 г. совершенно четко обозначался переход на необходимость обслуживать себя мощным ремонтным заводом, в котором мы могли бы иметь чугуно-литейное и медно-литейное отделения и котельный, сварочный, механический, элек­ трический, паровозостроительный и др. цеха. V. Чрезвычайно сложную обстановку представлял собой первый рудник Кукисвумчорр. Как мы уже выше сказали, первоначальная программа была увеличена до 250.000 тонн с 1 июля 1930 г., в то время, когда критика работы треста достигла своего апогея в сентябре 1930 г. и когда трест упрекали в невыполнении программы добычи в 250.000 тонн, в этот период как раз руководство треста! переживало чрезвычайно тяжелое состояние в том смысле, что создавалась угроза закрытия рудника и пере­ хода всего хибиногорского дела на временную консер­ вацию, так как, с одной стороны, произошли заминки в экспорте, а,— с другой, в виду неумения использовать руду на наших заводах, апатит должен был быть вре­ менно законсервирован, и лишь только настойчивая работа треста по непосредственному проталкиванию апа­ тита на заводы помогла изжить это положение и довести отгрузку постепенно до размеров 40.000 тонн в месяц. Рост добычи апатита в 1930 г. определяется следующими цифрами: январь, февраль, март — 1 370 тонн, апрель— 8 000 тонн, май,— 13 000, июнь— 15 000 тонн, июль — 16 000, август — 41 000, сентябрь — 50 000, октябрь — 42 000, ноябрь — 32 000, декабрь — 47 000, всего 269 000 тонн. Наряды, данные на экспорт, были выполнены полностью. Себестоимость руды в 1930 г. претерпела следующие изменения: до 1 октября себестоимость франко-вагон составляла 27 р. 41 к., -а особом квартале она была снижена на 17 р.. 50 к. Задача рудника — все более улучшать качество, доведя его до 3 2—33% и снижение себестоимости — до 12 р. тонна франко-вагон обогати­ тельной руды. Не надеясь более на получение надлежа­ щего проекта для рудника от какой бы то ни было организации, трест своими собственными силами орга­ низовал составление проекта на рудник в 3 милл. тонн добычи, при чем в этом отношении вся работа треста без достаточно уточненной схемы летом 1930 г. была своего рода „университетом" для познания особен­ ных свойАв апатитовой руды, главным образом, в области ее спуска из забоев на погрузочные эстакады. Упомя­ нутый проект предусматривает сортировку и организацию спусковых потоков таким образом, чтобы по своему качеству и кусковатости руда приобретала тот вид, ко­ торый позволил бы ей непосредственно быть погружае­ мой в вагоны для следования по‘своему направлению. К 1 апреля 1931 г. рудник Кукисвумчорр предста­ вляет уже тип механизированного рудника: 1) все забои вооружены компрессорами и пневматическим оборудова­ нием, 2) закалка буров производится в бурозаправочной мастерской, с автоматическим станом, 3) забои связаны скатами и бремсбергом с центральным откаточным путем 446 горизонталь и 4) откаточный путь 446 горизонталь связан с разъездом 373—станки и 2 концевыми бремсбер­ гами, 5) в начале 1931 г. приступили к оборудованию большого клетевого бремсберга с 446 горизонтали к 373. Пробная эксплоатация на Юкспоре также обору­ дована скатом и бремсбергом бесконечной откаткой. Дальнейшая механизация и улучшение предусматривают, главным образом, надпутевые стройки на разъезде Не­ фелин (эстокадь^ сортировка, склады), что и предусмо­ трено строительство 1931 г. Основным недостатком в работе, мешающим развертыванию рудника, является железная дорога, которая систематически подавала 50% вагонов, а в марте 1931 г. подала 20% потребности. Неустранение этого зла коренным образом затормозит апатитовую проблему в целом. VI. Совершенно ясно, что в таком новом деле, как исполь­ зование апатитовой руды, научно-исследовательские ра­ боты имеют большее значение, чем в какой-либо другой

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz