Карело-Мурманский край. 1931, N5-6.
№ £ - 6 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ 9 Особо стоит вопрос постановки дела снабжения района продовольствием. Здесь, разумеется, трест не мог не пойти по линии привлечения крупнейшей и мощ ной организации, какой является Севзапсоюз. В данное время на Хибинах функционирует несколько столовых, работает хлебопекарня, строится хлебозавод, расши ряется свиноводство, организован совхоз, — словом, на лицо крупнейшие достижения. С самого начала строи тельства и тотчас после разбивки последнего между районом рудников и районом берегов озера Вудьявр определилось-, что население района будет не менее 3 5—40 тыс. человек. Наиболее трудным вопросом, определявшим строительство, был вопрос использования местных строительных материалов. К сожалению, на Кольском полуо:трове до сих пор не найдено крупных запасов известняка, мало сравнительно древесины, оборот возобновляемости которой достигает здесь до 200 лет, и в большом дефиците до самого последнего времени была глина, которая недавно была обнаружена экспеди циями треста в районе Колвицы в промышленных за пасах. Кроме этих трудностей, чрезвычайные трудности представляло отсутствие в Хибинах нужных карт. Доста точно сказать, что вся съемка местности почти по строенного уже окончательно в своей деревянной части города Хибиногорска была снята через более, чем ме тровый, снег. III. Мы имеем, собственно, два крупных очага строи тельства в настоящем году: рудничный поселок возле горы Кукисвумчорр и город Хибиногорск на южном берегу озера Вудьявр. Однако, в выборе этих двух точек решающее значение имел общий перспективный план развития всего дела. Достаточно указать, что при развитии населения до 3 5—40 тыс. человек всякое другое место, кроме юж ного берега Вудьяьра, было бы, во-первых, не доста точно, а, во-вторых, не явилось бы центральным соби рающим пунктом в случае вовлечения в оборот апати тов горы Расвумчорр и уртитов этого же района, а также молибденитов и флюоритов долины М. Вудьявр. Кроме того, распределение жилищного и коммунального строительства в значительной мере связывалось с разме щением промстроительства и наоборот. Так, наприм р, огромная потребность в воде для флотации, когда на одну тонну руды требуется до 4-х тонн воды, повлекла за собой необходимость построиться около озера непо средственно, но это же строительство, в свою очередь, заставило и на прибрежной полосе выбрать место, где удобнее всего было бы, не загрязняя основного водоема, получить возможность спуска хвостов и остатков реа гентов в соответствующие стоки, а таковым является в местных условиях лишь единственная река, выходя щая из оз. Вудьявр, — река Белая. Кроме того, масштаб добычи уже заранее предопределяет использование в этих условиях канатных железных дорог, а это, в свою очередь, вызывает необходимость организовать нисхо дящий воздушный поток руды, что осуществляется здесь следующими показательными точками. Добыча 511 и 490 горизонтали, откатка 446, обогатительная фабрика 373, погрузка в вагоны— 323, отправка к Белому морю— 0. Постройка временной паросиловой электростанции вблизи города и обогатительной фабрики также преду сматривает теплофикацию города из котлов электростан ции и снабжение горячей водой для флотационных нужд обогатительной фабрики. Вследствие чрезвычайной изрезанности местности, трудно выбрать более подходящее место для развития строительства, как район города Хибиногорска. Кроме этих моментов, определявших необходимость закладки промышленного строительства в районе Хиби ногорска и самого города на берегу Вудьявр, на-лицо и другие мотивы: избежание разобщенности населения, что затрудняло бы его обслуживание, достижение макси мального концентрирования промышленности, выгодность использовать большинство других низин, как, например, северной низины озера Вудьявр, из-за невозможности дренирования и осушки болот, целесообразность по стройки вокзала на 19 км по соображениям организа ции здесь сортировки, достижение единства в обслужи вании производства ремонтным заводом, в единстве школьного, больничного и административного обслужи вания, возможность организовать теплофикацию строи тельства за счет электростанции, невозможности со здать в других местностях отвал хвостов и т. д. IV. Необходимо более подробно остановиться на вопросах постройки обогатительной фабрики, электростанции и в более подробных чертах охарактеризовать будущий, социалистического типа город Хибиногорск, а также рудничное строительство. Проблема обогащения вообще представляет собою наименее изученную часть из числа современных от раслей промышленности. Вместе с тем, с каждым днем, при истощении богатых руд, обогащение становится все более и более необходимым. В газете „Экономическая жизнь” от 22 марта в статье под заголовком „Проблема хозяйственных комбинатов в капитальном строительстве" указывается, что проблема обогащения умышленно не была развиваема в Союзе, в целях сознательного вреди тельства, которое имело место на протяжении послед них лет. В той же статье указывается, что одним из первых трестов, который идет по линии смелого разре шения’ проблем, стоящих в области обогащения, является трест Апатит, и, действительно, как мы уже указывали выше, на первых порах обогащение для нас чрезвычайно необходимо. Без возгонки фосфора из апатита, это— единственный путь, который может нам гарантировать получение максимально концентрирован ных фосфорных концентратов. Вначале предполагалось построить фабрику избирательного дробления и только потом Механобр пришел к идее установки флотации, главным образом, по причине неоднородности породы по качеству и из-за крайне недостаточного выхода кон центрата при колебаниях разных сортов руды, переме жающихся на рудниках Кукисвумчорр и Юкспор. Далее надо отметить, что первоначально предполагалось уста новить обогатительную фабрику лишь на 125.000 тонн и только после детального обсуждения решено было от этого отказаться, удвоив мощность выхода концен трата до 250.000 тонн. В целях же непосредственного использования руды, было решено дополнить заводское оборудование дробильными установками, которые могли бы дать дробильную руду уже в настоящее время. Каль куляция концентрата показывает нам, что мы можем в его стоимости быстро дойти до цены 15 руб. за тонну. Строительство первой обогатительной фабрики осу ществлялось в самых трудных условиях: а) Чертежи проектные поступали в соответствии
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz