Карело-Мурманский край. 1931, N3-4.
44 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ Ni 3 - 4 Радиосвойства Арктики Если многие геофизические свойства полярных обла стей могут считаться достаточно освоенными, то законы, управляющие атмосферными и в особенности электро магнитными явлениями Арктики, нам еще почти неизве стны. Потребуется длительная исследовательская работа, прежде чем мы сможем всесторонне проникнуть в их Сущность и сконструировать такие приборы, которые позволят планомерное их изучение. Именно [этим во просам была посвящена вся моя прошлая жизненная работа, что и вызвало мое участие в злосчастной экспе диции на дирижабле „Италия1*. В радиотехническом отношении при предстоящих тогда полярных полетах намечались преимущественно, и прежде всего, наблюдения и опыты над распростране нием радиоволн в .верхних воздушных слоях. Наша радиоустановка при ее испытании в Италии показывала вполне надежную дальность в 1250 миль, причем качества ее при передаче, как над сушей, так и над морем, оказались вполне соответствующими за просам опыта. Мною тогда же было предложено произ вести еще до главных полетов некоторые дополнитель ные изыскания и измерения в северных широтах. Однако, исходя из соображений о недостатке у экспе диции времени для более или менее длительных теоре тических экспериментов, это предложение было откло нено. Таким образом полеты „Италии" состоялись при условии, что мы н е з н а л и , к а к б у д е т р а б о т а т ь н а ша р а д и о с т а н ц и я в а р к т и ч е с к о й о б с т а н о в к е . Еще во время первого трансполярного перелета Амунд сена на дирижабле „Норвегия", когда я вел радионаблю дения в Кингс-Бее, на Шпицбергене, вполне опреде ленно выяснилось, что режим работы радиостанций вблизи полюса значительно изменяется. Когда же насту пила хорошо всем известная катастрофа,—вместе с газо вой оболочкой дирижабля и значительной частью его корпуса в безвестную и до сих пор даль унеслась и наша главная радиоустановка. Очутившись на льду, мы могли все наши надежды на спасение основывать только на правильной работе маленькой 25-ти ваттной коротковолновой станции. После самой кратковременной работы внезапно что то стало мешать нашей радиосвязи и мы перестали чтобы то ни было принимать. В настоящее время я глу боко убежден, что эта помеха явилась следствием воздей ствия ионизированного воздуха, так называемого „слоя Кен- нелли-Хивисайда". Хороший радиоприем зависит, между прочим, от двух составляющих—непосредственно прихо дящих волн и отраженных от указанного воздушного слоя. Взаимодействие (интерференция) обоих видов радиоволн м о ж е т оказаться таковой, что они друг друга будут нейтрализировать и никакой прием не ста нет возможным. В наших широтах слой Хивисайда дежит на высоте около 100 км, но у полюсов он значительно снижается к земной поверхности, причем совершенно не имеется данных, исключающих возможность почти непосредственного его приближения к земной поверхно сти. Именно это обстоятельство существенно ухудшает * радиосвойства атмосферы в полярных областях. Я лично считаю, что в данном случае радиопомехи и были выз ваны тем, что мы попали именно в такую „слепую зону“. Необходимо напомнить, что вообще вопрос о радио- помехах является до сих пор далеко еще не выясненным и требует разносторонних и длительных исследований. По моему личному мнению, хороший прием находится лишь в весьма слабой зависимости от непосредственно атмосферных условий. Большинство помех, повидимому, вызывается главным образом электро - магнитными усло виями. Правда, все северо - европейские гео и метеоро логические станции, которые должны были передавать нам по радио сведения о состоянии атмосферы, реги стрировали по возможности и пытались сообщить нам и эти столь важные данные, но, к сожалению, как уже было указано, принимать их мы не могли. Вначале мы предположили порчу радиоустановки. Как мы ее не погубили окончательно, стараясь отыскать повреждение и, без всяких инструментов, разбирая ее на части? Именно на этой работе наш механик Чечиони заслужил неувядаемые лавры героя - радиста, когда он в жестокую стужу ледяной пустыни с самодельным ключей, сделанным из кусочка проволоки, долгие часы проводил над разборкой и проверкой нашего упорно молчавшего приемника. Второй причиной отсутствия приема мы считали плохую изоляцию нашей аварийной антенны, поднятой и укрепленной на лыже, установленной на нескольких ледяных глыбах. Однако, и здесь все принятые нами меры не дали успешных результатов. Как выяснилось позже, радиоприемник был в полной исправности и причиной отсутствия приема были исклю чительно помехи, связанные с электромагнитным состо янием атмосферы. Около 11 июля условия эти измени лись и нам удалось войти в радиосвязь с „Красиным", который вскоре после этого подошел и освободил нас из ледяного плена. В конце концов, нельзя не признать, что наше спасе ние прежде всего было осуществлено благодаря радио. Однако, вместе с этим необходимо подчеркнуть, что в области вопросов приполярного радиосоо'бщения еще многое представляется невыясненным или не вполне определенным. Прежде всего, обычно применяемые радиоустановки слишком сложны и чувствительны, а аккумуляторные батареи— тяжелы. Затем, мы все еще слишком зависимы от различных радиопомех, причины которых нам частично еще совершенно неизвестны. Ведь и теперь, несколько лет спустя после гибели дирижабля „Италия”, мы почти также далеки от полного понима ния и преодоления всех радиопомех, что сделало бы радио вполне надежным и безотказно действующим средством связи во всякой обстановке. Только после всестороннего исследования и тщательного изучения этой проблемы, всякие аэроэкспедиции и вообще сооб щения в полярных областях перестанут носить, как бы хорошо они подготовлены не были, несколько авантюристический характер. проф. Бегуне к пер. с нем. К. И. Л . Ответственный редактор С. М. Рафалович. Издатель: Совнарком АКССР Ленинградский Областлит № 11263. * Тираж 4.500 экз. 5 И л. Зак. № 1568. 4-я типография ОГИЗ'а имени тов. Лоханкова. Ленинград. Улица Правды, 15.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz