Карело-Мурманский край. 1931, N3-4.

36 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ № 3—4 Весеннее половодье в АКССР и перспективы прохода вешних вод на трассе Мурманской ж. д. Предсказание высоты уровня воды в реках и харак­ тера вскрытия и прохода вод основывается, как известно, в северной и средней полосе СССР на учете следующих ссчовных гидрологических и метеорологических факторов: 1) запас воды в снеговом покрове данного .бассейна, 2) осенняя (и зимняя, в случае продолжения сильных оттепелей) пропитанность почвы водою, 3) степень промерзаемости почвы, 4) толщина ледяного покрова реки, 5) сумма и интенсивность наступления тепла, обусла­ вливающего таяние, 6) количество осадков, выпадающих во время прохода вешних вод. Перечисленные факторы, в свою очередь, зависят от ряда других гидрометеорологических элементов, Запас воды, например, в снеговом покрове зависит от его высоты и плотности, насыщенность почвы влагою обусла­ вливается количеством жидких осадков, выпавших за осень и не успевших испариться, а также влагоемкостью грун­ тов и т. д. Как для всех стихийных явлений, наблюдающихся в гидро и атмосфере, для половодья не найдено еще определенных генетических законов. Причины этого, несомненно, в трудности охвата многих независимых и связанных между собою элементов, в совокупности обуславливающих тот или иной характер, продолжитель­ ность и силу половодья. Кроме того, те же самые эле­ менты различно проявляются в различных географических ландшафтах. В результате гидрологи и метеорологи (синоптики), занимающиеся вопросами предсказания режима рек, до сих пор принуждены нащупывать опыт­ ным путем методы прогнозов’и пользоваться лишь экспе­ риментальными формулами. Государственный Гидрологический Институт довольно успешно применяет для своих предсказаний ряд таких формул, связывающих время вскрытия рек и высоту уровня в них с перечисленными гидрологическими и метеор- логическими факторами. Но все эти формулы могут лишь с большей или мень­ шей вероятностью дать относительную величину поло­ водья и времени вскрытия по сравнению с нормальными для данной реки. Для получения абсолютных величин высоты уровня в см. или времени в датах необходимо, кроме перечисленных гидрометеорологических элементов, иметь сведения дня каждой реки о средней высоте весенних уровней, среднем времени вскрытия, насту­ пления и продолжительности половодья, а также воз­ можных отклонениях от этих норм в ту или другую сторону. Развитие метеорологической и гидрологической сеш станций и постов, наиболее рационально освещающих Северо-Западную область, поручено органу Единой Гидро- метслужбы Союза—Ленинградскому Гимебюро, но если учесть малонаселенность Карельской Республики в запад­ ной части, плохие пути сообщения и слабую связь между селениями, то едва ли можно ожидать в бли­ жайшие годы быстрого развития гимесеги Кар.-Мурм. края. Повидимому, нам долго еще придется базироваться в своих заключениях на данных одних только примор­ ских и железнодорожных станций. Между тем, для учета водных рессурсов страны и прогнозов режима рек необ­ ходимо иметь сведения и о средних, и о верхних частях бассейнов этих рек. Положение, однако, не является совершенно безвы­ ходным. Как показал многолетний опыт Г. Г. Института в других районах СССР, при умелой организации можно получить большинство необходимых данных при мини­ мальной затрате средств, без организации большой сети станций. Это так называемый „анкетный метод", то-еаь собирание сведений при помощи рассылки анкет, бе:- платно заполняемых постоянными корреспондентами Г. Г. И., вербуемыми из местных старожилов. При достаточной густоте точек, изображающих на карте пункты жительства корреспондентов, получается возмож­ ность перекрестного контролирования сообщаемых в анке­ тах данных. Эти наблюдения без каких бы то ни было приборов, дополняя немногочисленные инструментальные данные гиместаиций, дают весьма полную картину режима рек и гидрометеорологических элементов, на основе которых делаются прогнозы для предстоящего сезона. Задачей сегодняшнего дня является организация воз­ можно густой сети корреспондентов Гидрологического Института во всей Карельской АССР. К этому делу необходимо привлечь, кроме самого. Г. Г. Института, также и Ленинградское и Карельскре гидрометеороло­ гические бюро. По имеющимся в распоряжении бюро гидрологических предсказаний Г. Г. И. данным наблюдений одних только железнодорожных метеорологических станций, данным, далеко недостаточным для более или менее детального освещения даже самой трассы .Мурманской железной дороги, перспективы весеннего половодья пересекаемых дорогою рек можно обосновать на следующих гидроло­ гических элементах. З а п а с в о ды в с н е г о в о м п о к р о в е , имеющий наибольшее значение для определения высоты вешних уровней, значительно ниже нормы на Кольском полу­ острове, ниже нормы на побережьи Белого Моря, равен обычному среднему южнее Белого моря до Онежского озера и несколько выше нормы в бассейнах Свирн и южных притоков Ладоги. О с е н н я я п р о п и т а н н о с т ь п о ч вы выше нормы в бассейне озера Имандры и Онежского и особенно значительна в бассейнах Свири и Волхова. Постоянный снеговой покров установился вдоль всей Мурманской ж. дороги в третью пентаду ноября после длительной оттепели, которая должна была повысить з и м н и й у р о в е н ь г р у н т о в ы х во д . Большею частью с н е г л е г на т а л у ю землю, благодаря чему ледяная кора на поверхности земли наблюдается лишь в отдельных пунктах. Несмотря на значительные морозы, покрытая снегом п о ч в а п р о м е р з л а о т н о с и т е л ь н о не г л у б о к о : большинство станций дает глубину про­ мерзания 6 0—70 см., только в Лодейном Поле отмечено промерзание до 2 метров. Н е п р е в ы ш а е т н о р м у т а к ж е и т о л щ и н а л ь д а на большинстве рек. Таким образом гидрологические предпосылки весен­ него половодья не д а ю т о с н о в а н и я о ж и д а т ь о с о б е н н о в ы с о к и х у р о в н е й р е к на большей части трассы Мурм. ж. д.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz