Карело-Мурманский край. 1931, N3-4.
18 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ № 3—4 Так начался среди карел процесс феодализации, отно сящийся хронологически к X-XI вв. В это же время возникают городские феодальные центры, напр. Старая Ладога, Белозерск и другие, где сосредоточивались торговля и ремесла. Рождается новая социальная проти воположность — противоположность города и деревни. Параллельно развивается земледелие. К началу XII в. в Карелии уже существует подсечно-мотыжное земледелие (находки железных мотыг в 1929 г. у Видлиц). Изучение периода феодализации у карел привело к очень важным выводам. Во-первых, общий уровень карельской культуры в это время ни в какой мере не ниже культуры новгородских славян. Развитие местных производств, широкое использование норманнского ввоза и с запада (из Швеции) и с востока (с Волги) обеспе чивало, как показывают факты, карел первоклассными в общеевропейском масштабе по тому времени орудиями труда, самым совершенным оружием (лучшие мечи, щиты, копья, стрелы, секиры), лучшей одеждой (до шелка вклю чительно), ценными украшениями и первосортными пред метами домашнего быта (железные котлы, глиняная посуда, туалетные принадлежности). Во-вторых, феодализм у карел вырос на местной Почве, до эпохи так называемой славянской колонизации, до эпохи влияния Новгорода; феодалы этнически были такими же карелами, как и остальная масса. В-третьих, важнейшие центры карельской культуры, средоточие культурной жизни карел, как показывает географическое расположение памятников этой поры, находились тогда к югу и к востоку от Ладожского озера, а не к западу от него, где лишь позднее (XII и XIII вв.) наблюдается кажущийся расцвет карельской культуры. Чрезвычайно интересны следующие наблюдения, выте кающие из материалов экспедиции 1930 г. Богатые погребения, принадлежащие верхушке феодализирующе- гося общества карел, примерно, с середины XI века исчезают. Остаются однородные по набору и количеству вещей погребения в курганах, которые держатся еще очень долго. Одновременно, т. е. со второй половины XI века, здесь же появляются христианские церкви (погосты) и христианские кладбища. Исчезновение бо гатых погребений и появление христианских могил (христианский обряд погребения не допускает языческого обычая класть с покойником в могилу вещи) связаны между собой. Выделившийся высший класс карел-фео- далов, собственников земли, в середине XI в. не без влияния Новгорода, в торговом отношении заменившего норманнов, быстро и окончательно принимает феодальную форму религии, т. е. переходит в христианство, в то время, как масса населения еще долго держится языческих верований и ее приходится обращать в христианство насильно. Феодалы с этого времени йачинают хоронить своих мертвых по христианскому обряду без вещей и без курганов, в могилах того же типа, как и современные нам, на кладбищах рядом с христианскими церквами, и тщетно было бы искать поэтому богатые погребения этого времени (со второй пол. XI в.), в южном и восточном Приладожьи их быть не может, хотя богатые люди, феодалы, существовали попрежнему. Наличие богатых карельских погребений XII и XIII вв. в западном (Финляндском) Приладожье, например, в мо гильниках на р. Вуоксе и у Кексгольма, говорит лишь о том, что туда христианство проникло позднее, а вовсе не о том, что туда передвинулись центры карельс-кой культуры. Последние попрежнему находились к востоку от Ладожского озера. Итак, классовое расслоение, начавшееся в Приладожье в X в. при содействии норманнов, не прекратилось и после норманнов, т. е. в христианское время. Наоборот, все имеющиеся исторические данные говорят за то, что оно еще больше усилилось и привело к законченной феодальной структуре общества, с резким расчленением последнего на класс собственников земли (феодалы, духо венство, в частности, монастыри) и класс крестьян, посте пенно превращавшихся в крепостных. Крайне важно под черкнуть, что из археологического материала с несомнен ностью вытекает следующее: в П р и л а д о ж ь е с р е д и м е с т н о г о к а р е л ь с к о г о н а с е л е н и я в ы с ши й ф е о д а л ь н ы й к л а с с в о з н и к а е т е щ е в X вв., т.е. д о э п о х и в л и я н и я Н о в г о р о д а , из р о д о в ы х в о ж д е й и с т а р е й ши н . В новгородскую эпоху этот класс не исчезает и не заменяется русскими боярами, пришедшими из Новгорода. Он остается, но переходит в христианство и сближается в процессе торговли с Новгородскими кругами, мало-по-малу теряя свои специфические карельские бытовые черты. Иначе говоря, к а р е л ь с к и й ф е о д а л и з м р а з в и л с я на м е с т н о й о с н о в е , был т у з е м н ым , а не я в и л с я и з в н е и з Н о в г о р о д а , и м е с т н ы е ф е о д а л ы э т н и ч е с к и был и т а к и м и же к а р е л а ми , как и о с т а л ь н а я м а с с а н а с е л е н и я . Противоречия между этими мест ными феодалами и местным же крестьянством еще более обострились и усилились в христианскую эпоху Новгорода, но эти противоречия уже не отражены в погребениях, как это было в X-XI вв., так как высший класс в это время хоронил своих мертвых, без вещей. Таким образом, традиционное в русской истории учение о господстве Новгорода, как славянского центра над северными, финскими народностями, однородными внутри себя и, якобы находившимися с XI в. под властью и гнетом новгородских славян, должно быть решительным образом пересмотрено. Мы имеем здесь дело вовсе не с угнетением одной народности (финской) другой, извне пришедшей, народностью (славянской), как это сейчас особенно ста раются выпятить на первый план финляндские буржуазные историки. Феодальная эксплоатация массы карельского населения производилась прежде всего феодальными элементами, еще до эпохи Новгорода выделившимися из среды самих карел, затем слившихся с новгородскими феодальными слоями и руссифицировавшихся. Т а к и а з ы- в а е мый н а ц и о н а л ь н ы й г н е т и м е е т з д е с ь в э т у э п о х у на с а м о м д е л е я р к о в ы р а ж е н н у ю к л а с с о в у ю о к р а с к у . Не с л а в я н е г о с п о д с т в о в а л и н а д фи н н а ми , а к л а с с ф е о д а л о в ( б е з р а з л и ч н о , — с л а в я н с к и х или ф и н с к и х ) г о с п о д с т в о вал н а д к л а с с о м з а к р е п о щ а е м ы х к р е с т ь я н ( о п я т ь - т а к и б е з р а з л и ч н о , —с л а в я н с к и х или ф и н с к и х ) — в о т в чем с мыс л н о в г о р о д с к о й э п о х и на к а р е л ь с к о м с е в е р е , в о т к а к и е в ы в о д ы с л е д у ю т ' и з а р х е о л о г и ч е с к и х фа к т о в . В свете этих выводов становятся понятными частые войны, которые в XII-XIV вв. велись то между Новгоро дом и карелами, то между Новгородом в союзе с каре лами против шведов. Это были обычные феодальные войны. Не крестьянский Новгород воевал с крестьянством Карелии, а новгородские феодалы с карельскими феода лами. Несомненно, были войны и между самими карель скими феодалами, как постоянно были они между русскими удельными князьями (т. н. „усобицы"). Национальные различия были здесь не при .чем. Войны велись для захвата феодалами друг у друга земельных владений с крестьянами, а главным образом для захвата рабов,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz