Карело-Мурманский край. 1931, N3-4.

18 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ № 3—4 Так начался среди карел процесс феодализации, отно­ сящийся хронологически к X-XI вв. В это же время возникают городские феодальные центры, напр. Старая Ладога, Белозерск и другие, где сосредоточивались торговля и ремесла. Рождается новая социальная проти­ воположность — противоположность города и деревни. Параллельно развивается земледелие. К началу XII в. в Карелии уже существует подсечно-мотыжное земледелие (находки железных мотыг в 1929 г. у Видлиц). Изучение периода феодализации у карел привело к очень важным выводам. Во-первых, общий уровень карельской культуры в это время ни в какой мере не ниже культуры новгородских славян. Развитие местных производств, широкое использование норманнского ввоза и с запада (из Швеции) и с востока (с Волги) обеспе­ чивало, как показывают факты, карел первоклассными в общеевропейском масштабе по тому времени орудиями труда, самым совершенным оружием (лучшие мечи, щиты, копья, стрелы, секиры), лучшей одеждой (до шелка вклю­ чительно), ценными украшениями и первосортными пред­ метами домашнего быта (железные котлы, глиняная посуда, туалетные принадлежности). Во-вторых, феодализм у карел вырос на местной Почве, до эпохи так называемой славянской колонизации, до эпохи влияния Новгорода; феодалы этнически были такими же карелами, как и остальная масса. В-третьих, важнейшие центры карельской культуры, средоточие культурной жизни карел, как показывает географическое расположение памятников этой поры, находились тогда к югу и к востоку от Ладожского озера, а не к западу от него, где лишь позднее (XII и XIII вв.) наблюдается кажущийся расцвет карельской культуры. Чрезвычайно интересны следующие наблюдения, выте­ кающие из материалов экспедиции 1930 г. Богатые погребения, принадлежащие верхушке феодализирующе- гося общества карел, примерно, с середины XI века исчезают. Остаются однородные по набору и количеству вещей погребения в курганах, которые держатся еще очень долго. Одновременно, т. е. со второй половины XI века, здесь же появляются христианские церкви (погосты) и христианские кладбища. Исчезновение бо­ гатых погребений и появление христианских могил (христианский обряд погребения не допускает языческого обычая класть с покойником в могилу вещи) связаны между собой. Выделившийся высший класс карел-фео- далов, собственников земли, в середине XI в. не без влияния Новгорода, в торговом отношении заменившего норманнов, быстро и окончательно принимает феодальную форму религии, т. е. переходит в христианство, в то время, как масса населения еще долго держится языческих верований и ее приходится обращать в христианство насильно. Феодалы с этого времени йачинают хоронить своих мертвых по христианскому обряду без вещей и без курганов, в могилах того же типа, как и современные нам, на кладбищах рядом с христианскими церквами, и тщетно было бы искать поэтому богатые погребения этого времени (со второй пол. XI в.), в южном и восточном Приладожьи их быть не может, хотя богатые люди, феодалы, существовали попрежнему. Наличие богатых карельских погребений XII и XIII вв. в западном (Финляндском) Приладожье, например, в мо­ гильниках на р. Вуоксе и у Кексгольма, говорит лишь о том, что туда христианство проникло позднее, а вовсе не о том, что туда передвинулись центры карельс-кой культуры. Последние попрежнему находились к востоку от Ладожского озера. Итак, классовое расслоение, начавшееся в Приладожье в X в. при содействии норманнов, не прекратилось и после норманнов, т. е. в христианское время. Наоборот, все имеющиеся исторические данные говорят за то, что оно еще больше усилилось и привело к законченной феодальной структуре общества, с резким расчленением последнего на класс собственников земли (феодалы, духо­ венство, в частности, монастыри) и класс крестьян, посте­ пенно превращавшихся в крепостных. Крайне важно под­ черкнуть, что из археологического материала с несомнен­ ностью вытекает следующее: в П р и л а д о ж ь е с р е д и м е с т н о г о к а р е л ь с к о г о н а с е л е н и я в ы с ши й ф е о д а л ь н ы й к л а с с в о з н и к а е т е щ е в X вв., т.е. д о э п о х и в л и я н и я Н о в г о р о д а , из р о д о в ы х в о ж д е й и с т а р е й ши н . В новгородскую эпоху этот класс не исчезает и не заменяется русскими боярами, пришедшими из Новгорода. Он остается, но переходит в христианство и сближается в процессе торговли с Новгородскими кругами, мало-по-малу теряя свои специфические карельские бытовые черты. Иначе говоря, к а р е л ь с к и й ф е о д а л и з м р а з в и л с я на м е с т н о й о с н о в е , был т у з е м н ым , а не я в и л с я и з в н е и з Н о в г о р о д а , и м е с т н ы е ф е о д а л ы э т н и ч е с к и был и т а к и м и же к а р е л а ми , как и о с т а л ь н а я м а с с а н а с е л е н и я . Противоречия между этими мест­ ными феодалами и местным же крестьянством еще более обострились и усилились в христианскую эпоху Новгорода, но эти противоречия уже не отражены в погребениях, как это было в X-XI вв., так как высший класс в это время хоронил своих мертвых, без вещей. Таким образом, традиционное в русской истории учение о господстве Новгорода, как славянского центра над северными, финскими народностями, однородными внутри себя и, якобы находившимися с XI в. под властью и гнетом новгородских славян, должно быть решительным образом пересмотрено. Мы имеем здесь дело вовсе не с угнетением одной народности (финской) другой, извне пришедшей, народностью (славянской), как это сейчас особенно ста­ раются выпятить на первый план финляндские буржуазные историки. Феодальная эксплоатация массы карельского населения производилась прежде всего феодальными элементами, еще до эпохи Новгорода выделившимися из среды самих карел, затем слившихся с новгородскими феодальными слоями и руссифицировавшихся. Т а к и а з ы- в а е мый н а ц и о н а л ь н ы й г н е т и м е е т з д е с ь в э т у э п о х у на с а м о м д е л е я р к о в ы р а ж е н н у ю к л а с ­ с о в у ю о к р а с к у . Не с л а в я н е г о с п о д с т в о в а л и н а д фи н н а ми , а к л а с с ф е о д а л о в ( б е з р а з л и ч ­ н о , — с л а в я н с к и х или ф и н с к и х ) г о с п о д с т в о ­ вал н а д к л а с с о м з а к р е п о щ а е м ы х к р е с т ь я н ( о п я т ь - т а к и б е з р а з л и ч н о , —с л а в я н с к и х или ф и н с к и х ) — в о т в чем с мыс л н о в г о р о д с к о й э п о х и на к а р е л ь с к о м с е в е р е , в о т к а к и е в ы ­ в о д ы с л е д у ю т ' и з а р х е о л о г и ч е с к и х фа к т о в . В свете этих выводов становятся понятными частые войны, которые в XII-XIV вв. велись то между Новгоро­ дом и карелами, то между Новгородом в союзе с каре­ лами против шведов. Это были обычные феодальные войны. Не крестьянский Новгород воевал с крестьянством Карелии, а новгородские феодалы с карельскими феода­ лами. Несомненно, были войны и между самими карель­ скими феодалами, как постоянно были они между русскими удельными князьями (т. н. „усобицы"). Национальные различия были здесь не при .чем. Войны велись для захвата феодалами друг у друга земельных владений с крестьянами, а главным образом для захвата рабов,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz