Карело-Мурманский край. 1931, N3-4.
№ а—4 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ 17 О возникновении феодализма у карел На территории современной Карелии и в прилегающих районах, некогда также занятых карельским населением, сохранилось много памятников материальной культуры прошлого, — древних могил, становищ, остатков поселений и т. д. Эти памятники начинаются от каменного века и идут до позднего времени, до периода феодализма. Изучение их производится уже давно, но ранее оно, во-первых, не было систематичным, а, во-вторых, пресле довало лишь узкие цели сравнительного описания найден ных культурных остатков по их форме и установление хронологии этих остатков. Лишь в советское время началось систематическое изучение памятников карельской культуры, которое ведется на основах новой методологии и ставит своей задачей по культурным остаткам, по вещам, находимым в земле, восстановить картину прошлой социально-хозяйственной жизни во всей ее полноте и в ее историческом развитии. Планомерно, из года в год, проводятся экспедиции — по изучению каменного века, по изучению древних наскальных изображений, наконец, по изучению культур железного века, относящихся ко времени формирования карельской народности и проливающих свет на ее происхождение. Последним делом, т. е. изучением культуры железного века в Карелии, занимается Академия Наук СССР. Две последних экспедиции Академии— 1929— 1930 г. собрали богатейший материал, который, в сопоставлении с ранее известным материалом,. уже сейчас дал возможность осветить и понять многие темные вопросы из ранней истории карельского народа, от которой не сохранилось или очень мало сохранилось письменных документов. В настоящей статье мы остановимся на некоторых важнейших выводах из этих экспедиционных исследований Академии* Наук в Карелии. Прежде всего приходится взять под большое сомнение распространенный взгляд, что карелы пришли на терри торию, ныне ими занятую, откуда-то извне и издалека— с востока, с Северной Двины и т. п. Все имеющиеся данные — непрерывность и преемственность культурного развития, географическое распространение культуры, говорят за то, что карельская народность образовалась в районе Ладожского-Онежского озер, что территория, окружающая Ладожское озеро, является исконным место пребыванием карел. Здесь были сосредоточены древнейшие центры карельской культуры, здесь складывалась история карельского народа, здесь он живет *и до настоящего времени. (И было бы правильно поэтому переименовать Ла дожское озеро в Карельское). На этой территории мы имеем прежде всего много численные остатки каменного века — кремневые и поли рованные орудия, грубые черепки горшков, костяные рудия. Изучение целостных комплексов этих остатков, мест стоянок и поселений каменного века, например, стоянки на южном берегу Ладожского озера, исследованной в 70-х годах проф. Иностранцевым, с полной ясностью рисует нам жизнь в эту древнюю пору, начало которой отстоит на много тысячелетий от нашего времени. Люди жили тогда относительно небольшими подвижными груп пами-родами, занимались исключительно охотой и рыбной ловлей. Для охоты служили копья и стрелы с кремневыми наконечниками, для рыбной ловли—костяные гарпуны. Идеология, верования находились в тесной связи с этой охотничье-рыболовческой жизнью. Карельские петро глифы — изображения животных на скалах обслуживали производственную магию, т. е. были связаны с колдов ством, имевшим целью увеличить добычу охотников. На данной стадии охотничье-рыболовческого родового общества люди жили здесь очень долго. Появились металлы, игравшие долго второстепенную роль, совершен ствовалась производственная техника, шло очень медлен ное развитие внутри этого застойного общества. Скачок к новой общественной формации происходит здесь лишь с конца IX века христианской эры. В Старо-Ладожском городище, в нижних его слоях, относящихся к VIH-1X вв., мы имеем совершенно те же костяные орудия, какие употреблялись в каменном веке (гарпуны, проколки и т. д.). Правда, здесь эти орудия комбинируются с грубыми железными орудиями (стрелы, ножи и т. д.), но это дока зывает только, что наше деление истории материальной культуры на каменный, бронзовый и железный периоды весьма условно. Железные орудия сочетались с каменными и костяными, а способ производства от этого качественно до определенного момента не менялся. Такой момент наступает здесь в конце IX, в начале X вв. Начиная с этого времени, мы имеем на территории Приладожья громадное количество курганов, содержащих погребения (трупосожжения и простые погребения трупов) с вещами. Раскопки этих курганов вскрывают иную социальнЬ-хозяйственную жизнь, чем та, которая была в предшествующем родовом периоде. Техника охоты в высокой степени совершенствуется (прекрасные железные наконечники стрел и копий, силки и капканы, железные топоры). Развивается скотоводство (лошади, коровы, овцы), параллельно с ним—ткачество (шерстяные ткани), появляется пчеловодство. Обработка железа, гончарное дело, плотничье ремесло — все эти виды производства получают широкое распространение. На новой производственной базе в родовом обществе начинается классовое расслоение. Это отражено в погре бениях. Появляются богатые по количеству и качеству вещей погребения, принадлежащие верхушке разлагающе гося родового общества. Процесс классового расслоения был ускорен здесь начавшейся с конца IX в. торговлей с норманнами, проезжавшими из Швеции на Волгу и обратно и находившимися в сношениях с местным карельским населением. Норманны выменивали на свой товар (оружие, бронзовые украшения) местную пушнину, при чем торговля перемешалась с грабежом и захватом пленных-рабов, также являвшихся важным тогда товаром. Выгоды от торговли с норманнами захватили в свои руки люди из отделяющегося в это время слоя общества, родовые вожди и старейшины. Они обогащались, забирая все лучшее от торговли себе. Любопытно, что дорогие норманнские вещи этой поры встречаются в Приладожьи лишь в богатых погребениях; массы получали лишь орудия производства и незначительные дешевые украше- . ния. Несомненно, что именно в этот период образующийся из родовых вождей высший класс захватывает в той или иной степени в свою собственность земли, наиболее богатые пушным зверем, лугами для пастьбы скота и т. д. Возникает частная собственность. Родовые вожди пре вращаются в феодалов. Масса населения должна уже теперь, чтобы иметь право охотиться на захваченных феодалами землях, отдавать известную долю продукта своего труда феодалам. ___
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz