Карело-Мурманский край. 1931, N11-12.

№ 11— 12 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ 61 тельно организующий процесс усвоения демонстри­ руемого материала. 6 . Учет возможности заменять один материал другии, по мере развития и изменения самих про­ цессов. Сменность должна обеспечить действитель­ ную актуальность выставляемого материала. В про­ тивном случае, при наших темпах, выставка в самый непродолжительный срок превратится в архивную коллекцию, имеющую чисто истори­ ческий интерес. 7. Закономерная оптическая и композиционная организация материала по линии фактуры, кон­ струкции и цвета в порядке выявления наиболее значительных с социальной точки зрения моментов. 8 . Введение шрифтовых кадров в таком порядке чтобы исполнитель мог освоить выставленный мате­ риал самостоятельно без помощи руковода и лек­ тора. 9. Разгрузка экспозиции от загромождающих подробностей и деталей. Выставка должна давать отчетливое представление о самой основе про­ цесса в легко усвояемом виде. Все же остальные материалы будут сосредоточены в специальных конструкциях, витринах и альбомах и могут быть самостоятельно изучены тем посетителем, который желает углубиться в существо того или иного вопроса. Этот же материал служит пособием руко- воду в случае необходимости освоить какой-нибудь момент с исчерпывающей полнотой. 10. Введение моментов образного воздействия в порядке использования живописи и скульптуро- монтажа. Выставка будет развернута в промышленном отделе­ нии карельского Госмузея в Петрозаводске. Основная схема выставки представляется в следующем виде. Сна­ чала дается краткая история открытия апатитов: фото­ монтаж из снимков первых экспедиций и в качестве фактического материала — увеличенное воспроизведение подлинка первой телеграммы об открытии апатитов. Далее карта Хибинской тундры с показанием залегания апатита, химический состав апатита и образцы пород с анали­ зами. И, наконец, большой макет — гора Кукисвумчорр в разрезе. На ней показаны образцы пород, способы открытой и глубокой разработки и бремсберг, кончаю­ щийся погрузочной платформой на железной дороге. Железная дорога продолжается дальше - и служит веду­ щей артерией на всем технологическом отделе выставки. Выше горы будет, в качестве фона, большая таблица роста рабсилы, добычи и капиталовложений. Особое устройство подвижных показателей позволяет ежеме­ сячно отмечать движение промфинплана и его выполнение От макета горы маленькая железная дорога продол­ жается дальше и приводит зрителя к модели Хибинской обогатительной фабрики, на которой показана основа фло­ тационного процесса.Из фабрики выходят два поезда. Один с апатитовым концентратом, идя дальше, показывает путь обработки апатита. Другой, с так называемыми нефелиновыми хвостами, идет к отделу, где показана технология обработки нефелина. Пое д с концентратами останавливается у щита, на котором помещена схема получения удобрительных фосфатов и карта распростра­ нения удобрений по СССР. Следуя дальше, поезд под­ ходит к щиту, на котором показана схема использования апатитового концентрата в производстве эмали и в произ­ водстве молочного стекла. И, наконец, большая кон­ струкция, около которой заканчивается первый железно­ дорожный путь, показывает в основе схему получения фосфора и побочных продуктов, по которой будет работать строящийся в Кандалакше Северный Химический Комбинат. План выставки 1. Вводной щит с историей открытия апатитов. 2. Витрина с под­ собным материалом по апат нам. 3. Макет горы Ку­ кисвумчорр. 4. Модель бремс­ берга. 5. Макет Хибин­ ской обогатительной фабрики. 6. Желевнодорож- ный пугь, по кото­ рому следует апатито­ вый концентрат. 7. Железнодорож­ ный путь, ю кото­ рому следуют нефели- повые хвосты. . 8. Схема производ­ ства фосфата. 9. Схема побочных материалов, получае­ мых из апатита. 10. Схема получе­ ния фосфора. И . Схема обработкп нефелина. 12. Отдел пявлен­ ного диабаза. 13. Отдел шунгитов. 14 Отдел торфа. 15. Отдел экономи­ ки апатита. 16. Вертушки с до­ полнительным матери­ алом. 17. Отдел экономи­ ки нефелина. 18. Отдел колони­ зации. 19. Модель гидро­ турбины. 20. Карта перспек­ тивного гидро-энерго- строительсгва АКСС Р. 21. Макеты гидро­ станций. 22. Отдел электро- фикацип Мурмапской Д. ‘23. Модель электро­ воза. 24' Щит промыш­ ленного строительства. 25. Макет Северно­ го Химического Ком­ бината. 26. Щит экономики и быта до - революционной,! Карелии. 27. Отдел Финляндии. 28. Культурно - Социальное строительство АКССР. Второй железнодорожный путь идет дальше и окан­ чивается около щита, на котором показано все, что дает в производстве нефелин. Далее, на отдельных уста­ новках, показаны процессы обработки плавленого диа­ база и шунгита. Специальный участок посвящен торфу. На этом заканчивается показ химсырья и технологии его обработки.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz