Карело-Мурманский край. 1931, N11-12.
60 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ № 11— 12 Выставка химизациии электрификациив Карелии Каждый рабочий, каждый колхозник должен принимать сознательное и активное участие в деле социалистического строительства, выявляя свою творческую инициативу на основе ясного понимания генеральной линии партии и общих задач соцстроительства. Грандиозный план стройки должен быть доведен до каждого станка, до каждого. Вводный щит. рабочего места, до каждого колхозного двора. Это тре бует широкого развертывания агитпропработы, макси мальной ее гибкости и не только использования всех известных способов агит воздействия, но и мобилизации новых средств и новых областей их применения. В частности, в эту работу должны быть вовлечены музеи, не проявившие до сих пор достаточного внима ния к вопросам соцстроительства. Приходится констати ровать, что музейная сеть и музейная работа в большей степени, чем какая-либо иная отрасль советского строи тельства, сохранила в себе значительные пережитки отсталости, отрыва от актуальных задач борьбы и строи тельства сегодняшнего дня, архаизма методов внутренней организации музеев, застойности и рутины в деле раз работки и разрешения вопросов музейной работы экспо зиции, и т. д . 1 Темпы перестройки музейной работы явно отстают от темпов нашего строительства. В музее цар ствует косность и рутина, беспартийная, пассивная демон страция разрозненных моментов того или иного про цесса, показанных в погоне за „вещами" и кунсткамер- ными курьезами, изолированно, в не диалектическом осознании всего явления в целом. Сплошь и рядом в основе экспозиции лежат старые идеалистические установки, между тем как „музей должен быть нагляд ным показателем и пропагандистом величайшей научной ценности принципов диалектического материализма, а для этого он должен быть организован на основе этих принципов " . 2 Правда, имеются отдельные попытки новой экспози ции: выставки „Искусство и война1' в Русском музее 1 А. Бубнов. О музеях. Приветствие и речь на 1-м музей ном съезде. (1 — 6 декабря 1 30 г.) Наркомпрос ГИЗ Москва Лнгр. 1931. Стр 3. 2 А. Бубнов, цитированная речь, стр. 6. в Ленинграде; Советский отдел на выставке „Пресса" в Кельне2; выставка на тему обороны в Русском музее в Ленинграде *; некоторые отделы постоянной промыш ленной выставки в Ленинграде4; показательный отдел Орга-Металла в Москве и т. д. Но эти отдельные попытки, к сожалению, случайны и немногочисленны. Между тем, правильно построенная на диалектической основе экспозиция музейного материала позволяет раз вернуть ту или иную проблему с исчерпывающей пол нотой. Если к тому же не дожидаться, когда посетитель придет в музей, а двинуть материал навстречу к нему, на завод, в избу-читальню, в школу, то тогда музей сможет стать активным и боевым участком на обшем фронте агитпропработы. О таком именно продвижении музейной работы в широкие массы и говорил Ленин, намечая „устройство маленьких музеев по политехни ческому образованию, поездов, пароходов и пр.“ Карелия перестраивается особенно бурными темпами. Перспективы ее планового роста особенно широки и могут быть реализованы только при самом активном творческом участии широких масс. Обстановка требует от агитпропфронта максимального напряжения сил. Культурное строительство не должно отставать. Эта задача тем более гажна, что колонизационный поток, вливаю щийся в АКССР, ставит в ряды строителей н о р ы х людей, не умеющих сразу разобраться в новой и непри вычной обстановке, и именно эти новые кадры нуж даются в усиленном агитпропвоздействии. Учитывая эти обстоятельства, Госплан АКССР и карельский Госмузей ставят опыт нового показа соц строительства Карелии на участке химизации и электри фикации. Природные гидроэнергетические рессурсы края, в связи с освоением апатитовых богатств, открывают широчайшие проблемы развертывания химпромышлен- ности. Северный химический комбинат в Кандалакше явится базой для перестройки края в мощный социали стический организм. Выставка ставит своей целью показ основ для разви тия народного хозяйства на данном участке и перспек тив его развития, как по линии техно-экономической, так и по линии культурного строительства. В основу экспозиции положены следующие 10 прин ципов: 1. Показ производственного процесса вместе с его влиянием на экономику народного хозяйства в целом, а не только с голой технологической точки зрения. 2. Показ влияния развития производства на культурно-бытовые условия и взаимозависимость технических и социальных факторов. 3. Демонстрация отдельных областей народного хозяйства не изолированно, а во взаимной комп лексной связи. 4. Показ развития химической промышленности Карелии в связи с народным хозяйством всего СССР в целом. 5. Не пассивный, а активный график движения (своего рода „оптический конвейер"), последова 1 Художники Вускович и J1. Канторович. 2 Художник Лисицкий 3 Бригада художников из худ. объединения „Октябрь". 4 Ленинградское отделение Пролеткульта.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz