Карело-Мурманский край. 1931, N11-12.

32 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ № 11 — 12 Не менее важной причиной низкой производительности труда на наших заводах является плохая подготовка пил и особенно скверная установка их в раму. Несвоевременный ремонт рам, как, например, отсут­ ствие пружин, прижимающих верхние питательные рамки („рябун"), или поломка их, слабины в посылочном меха­ низме, несвоевременная очистка рябух от спресованных опилок и мусора и ряд других причин технического порядка способствуют тому, что фактическая подача бревна за один оборот вала рамы на большинстве наших лесозаводов не достигает и половины технически воз­ можных норм. Обычно распиловку с малыми посылками „объясняют" изношенностью рам, плохими пилами, низкой квалификацией пилоставов, боязнью снизить качество пилопродукции, нехваткой рабочей силы и другими объективными причинами. Нужно сказать открыто — все это не больше, как попытка свое неуменье работать по новому или нежелание работать сваливать и прятать в объяснениях „объективного" характера. Инструктирование рабочих, работающих на станках, проводится не систематически — от случая к случаю, и рабочие продолжают работать старыми методами. Вопрос сортировки пиломатериалов на заводах нуж­ дается в рационализации и механизации. Сортировочные цепные п/ющадки, шагающие транспортеры и другие сор­ тировочные механизмы широко применяются на целом ряде заводов соседних с Кареллесом трестов (Северолес, Севзаплес и др.) и с успехом могут быть применены на заводах Карелии. В план широкой рационализации, проводимой сейчас на Сунском и Лососинском заводах, следовало бы вклю­ чить механическую сортировку досок посредством цепной сортировочной площадки, места между лесопильным амбаром и биржей пиломатериалов на этих заводах доста­ точно. Цепные сортировки приняты повсеместно за гра­ ницей и на многих заводах СССР. Отвозку пиломатериалов от лесопильного амбара на биржу пиломатериалов нужно механизировать путем при­ менения авговозов. Пора отказаться от стародедовских „откатов” (эстакад) с вечно сваливающимися тележками, передвигаемыми вручную по сбитым и засоргнным рельсам. Опыт заводов других трестов показал, что один автовоз в состоянии обслужить четырехрамный завод и это гораздо экономичнее, нежели гужевая или ручная откатка пилопродукции. Тесно связан с уничтожением „откатов" вопрос рацио­ нализации и механизации укладки пиломатериалов на бирже при помощи передвижных штабельных кранов (элеваторов для укладки досок). Опыт применения на лесозаводах, работающих на экспорт, показал преимуще­ ство применения штабельных машин перед ручной уклад­ кой. Производительность укладки при работе на штабель­ ных кранах достигает 4 — 5 стандартов, тогда как при ручной работе производительность едва достигает 0 ,2 5— 1 стандарта. Сушильное хо зя й ст ео (искусственная сушка дерева в сушилке) на заводах Карелии не существует (исклю­ чение составляет лыжная фабрика при Лоском’Зинате). Нужно поставить на ближайшую очередь работ по ш и р о­ кой рационализации постройку сушил камерного и к ор и ­ дорного типа. Такие крупные заводы, как Кемский, Сорокские должны весь экспортируемый лес пропускать через сушила. Эго ускорит торговый оборот и поможет выйти из тупика нехватки территории под биржу пиломатериалов на этих заводах. Основной упор в проведении социалистической рацио­ нализации на наших лесозаводах должен быть сделан на осуществлении рационализаторских мероприятий, не требующих крупных денежных капиталовложений, регу­ лируемых и осуществляемых непосредственно на местах заводами под руководством отдела рационализации треста, например, соблюдение правильной укладки и сортировки бревен в штабеля по породам и размерам, чтобы можно было легко подавать к рамам бревна одного максимум двух размеров в один постав. Самым больным вопросом в работе заводов Карелллеса является нерациональная разработка и „варварское" уничтожение отходов лесопиления. Почти на всех заводах Карелии отходы лесопиления — рейки и горбыли не используют поаностью в целях увеличения процента выхода деловой древесины, а уни­ чтожают или путем сжигания на кострах (Сунский завод и др.) или сбрасывают в море (Сорокские заводы, Кем­ ский и др.); в лучшем же случае отходы используются в качестве топлива для котельных установок и жилищ рабочих. При распиловке экспортного товара на заво­ дах Карелии получаются разные отходы в следу­ ющих количествах: полезно-использованная древесина — 55°/о рейки и горбыли — 32% опилки — 1 0 % стульчаки (концы от досок) — 3% ЮО ° / 0 Бригада Орглесдрева, которая провела в 1931 г. длительное обследование заводов Кареллеса (Сун ский, Кемский и Керетский) с целыо проведе­ ния работ по рационализации, нашла, что: „Толстый горбыль уходит в дрова. По ка­ честву же древесины он может быть использо­ ван не только для нужд внутреннего рынка, но и для экспорта". (Из материалов по обследова­ нию Сунского завода). „Рейки мало используются - используют только очень толстые рейки. Рейки, которые нельзя использовать для экспорта, можно употребить Карелия. —На лесопильном заводе в Май-Губе.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz