Карело-Мурманский край. 1931, N11-12.
32 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ № 11 — 12 Не менее важной причиной низкой производительности труда на наших заводах является плохая подготовка пил и особенно скверная установка их в раму. Несвоевременный ремонт рам, как, например, отсут ствие пружин, прижимающих верхние питательные рамки („рябун"), или поломка их, слабины в посылочном меха низме, несвоевременная очистка рябух от спресованных опилок и мусора и ряд других причин технического порядка способствуют тому, что фактическая подача бревна за один оборот вала рамы на большинстве наших лесозаводов не достигает и половины технически воз можных норм. Обычно распиловку с малыми посылками „объясняют" изношенностью рам, плохими пилами, низкой квалификацией пилоставов, боязнью снизить качество пилопродукции, нехваткой рабочей силы и другими объективными причинами. Нужно сказать открыто — все это не больше, как попытка свое неуменье работать по новому или нежелание работать сваливать и прятать в объяснениях „объективного" характера. Инструктирование рабочих, работающих на станках, проводится не систематически — от случая к случаю, и рабочие продолжают работать старыми методами. Вопрос сортировки пиломатериалов на заводах нуж дается в рационализации и механизации. Сортировочные цепные п/ющадки, шагающие транспортеры и другие сор тировочные механизмы широко применяются на целом ряде заводов соседних с Кареллесом трестов (Северолес, Севзаплес и др.) и с успехом могут быть применены на заводах Карелии. В план широкой рационализации, проводимой сейчас на Сунском и Лососинском заводах, следовало бы вклю чить механическую сортировку досок посредством цепной сортировочной площадки, места между лесопильным амбаром и биржей пиломатериалов на этих заводах доста точно. Цепные сортировки приняты повсеместно за гра ницей и на многих заводах СССР. Отвозку пиломатериалов от лесопильного амбара на биржу пиломатериалов нужно механизировать путем при менения авговозов. Пора отказаться от стародедовских „откатов” (эстакад) с вечно сваливающимися тележками, передвигаемыми вручную по сбитым и засоргнным рельсам. Опыт заводов других трестов показал, что один автовоз в состоянии обслужить четырехрамный завод и это гораздо экономичнее, нежели гужевая или ручная откатка пилопродукции. Тесно связан с уничтожением „откатов" вопрос рацио нализации и механизации укладки пиломатериалов на бирже при помощи передвижных штабельных кранов (элеваторов для укладки досок). Опыт применения на лесозаводах, работающих на экспорт, показал преимуще ство применения штабельных машин перед ручной уклад кой. Производительность укладки при работе на штабель ных кранах достигает 4 — 5 стандартов, тогда как при ручной работе производительность едва достигает 0 ,2 5— 1 стандарта. Сушильное хо зя й ст ео (искусственная сушка дерева в сушилке) на заводах Карелии не существует (исклю чение составляет лыжная фабрика при Лоском’Зинате). Нужно поставить на ближайшую очередь работ по ш и р о кой рационализации постройку сушил камерного и к ор и дорного типа. Такие крупные заводы, как Кемский, Сорокские должны весь экспортируемый лес пропускать через сушила. Эго ускорит торговый оборот и поможет выйти из тупика нехватки территории под биржу пиломатериалов на этих заводах. Основной упор в проведении социалистической рацио нализации на наших лесозаводах должен быть сделан на осуществлении рационализаторских мероприятий, не требующих крупных денежных капиталовложений, регу лируемых и осуществляемых непосредственно на местах заводами под руководством отдела рационализации треста, например, соблюдение правильной укладки и сортировки бревен в штабеля по породам и размерам, чтобы можно было легко подавать к рамам бревна одного максимум двух размеров в один постав. Самым больным вопросом в работе заводов Карелллеса является нерациональная разработка и „варварское" уничтожение отходов лесопиления. Почти на всех заводах Карелии отходы лесопиления — рейки и горбыли не используют поаностью в целях увеличения процента выхода деловой древесины, а уни чтожают или путем сжигания на кострах (Сунский завод и др.) или сбрасывают в море (Сорокские заводы, Кем ский и др.); в лучшем же случае отходы используются в качестве топлива для котельных установок и жилищ рабочих. При распиловке экспортного товара на заво дах Карелии получаются разные отходы в следу ющих количествах: полезно-использованная древесина — 55°/о рейки и горбыли — 32% опилки — 1 0 % стульчаки (концы от досок) — 3% ЮО ° / 0 Бригада Орглесдрева, которая провела в 1931 г. длительное обследование заводов Кареллеса (Сун ский, Кемский и Керетский) с целыо проведе ния работ по рационализации, нашла, что: „Толстый горбыль уходит в дрова. По ка честву же древесины он может быть использо ван не только для нужд внутреннего рынка, но и для экспорта". (Из материалов по обследова нию Сунского завода). „Рейки мало используются - используют только очень толстые рейки. Рейки, которые нельзя использовать для экспорта, можно употребить Карелия. —На лесопильном заводе в Май-Губе.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz