Карело-Мурманский край. 1931, N11-12.

КАРЕЛО-МУРМАНСКИИ КРАЙ № И — 12 г Организовать детальное технологическое и химическое исследование шунгита, как топлива, и разрешить вопрос об использовании содержащегося в золе шунгита ванадия. Из решений IV пленума Карельского ОК и ОКК ВКП(б) . У Наибольшее народно-хозяйственное значение имеет II разность шунгита, встречающаяся в открытых место­ рождениях в наибольших количествах. Анализ II разности шунгита представляется в следую­ щем виде: Углерода..................................... 55—60% Водорода и А зо та .................. 3% Воды........................................... 5 % Золы............................................. 30—35% Шунгит II представляет собой матовую разность, зола которой содержит большое количество весьма ценных веществ: Пятиокиси ванадия............... 1—1,5% Окиси алюминия ................. 14— 17% Окиси калия............................ 3— 4% В переводе в весовое измерение такимобразом мы имеем: Шунгит ................................................................. 1 ООО кг Золы в торне шунгита................................... 400 „ Ванадия в з о л е . . .......................................... . 3 „ Окиси алюминия в зол е................................. 60 „ Окиси калия в зо л е......................................... 16 „ Народно-хозяйственное значение использования золы шунгита, получающейся при сжигании, станет ясным, если указать, что мировая цена ванадия определяется в 12 долларов за кг, не говоря уже об остальных ком­ понентах, стоимость которых в золе, получаемой с одной тонны шунгита, составляет 25— 30 рублей. Шунгит II является вполне удовлетворительным топливом. Теплотворная способность его составляет 4—4,300 калорий. Интерес к шунгиту, как к топливу, был проявлен вновь лишь в самое последнее время. Первые попытки использовать его, как мы указали выше, дали неблаго­ приятные результаты, так как опыты были поставлены без учета тех ошибок, которые были допущены при его испытании в дореволюционное время. Первой организацией, которая правильно подошла к использованию шунгита, как топлива, явился ГИПХ. Изучив анализ шунгита, ГИПХ пришел к выводу, что шунгит д о л ж е н гореть. Собрав все материалы по опы­ там сжигания шунгита, ГИПХ констатировал, что неу­ дача опытов является результатом неправильного их проведения, что шунгит представляет из себя вполне удовлетворительный топливный материал, но требует особых условий для эффективного сгорания. Этими осо­ быми условиями является некоторое незначительное пере­ конструирование обычных каменноугольных топок и вве­ дение воздушного дутья. При этих условиях достигалось удовлетворительное горение шунгита. Еще лучшие результаты получились, когда ГИПХ, исходя из того, что шунгит содержит мало горючих и является топливом короткопламенным, попро­ бовал вводить в смесь с шунгитом 2 0—30% длинно­ пламенных Донецких углей. При этих условиях горение шунгита происходило вполне нормально, температура доходила до 1 250 —1 300 градусов, т. е. делала возможным использование его даже для металлургических целей. В последние дни вполне благоприятные результаты по сжиганию шунгита получились и без добавки в шихту каменного угля, как в ГИПХ’е, так и в ТЕИ. Важность использования шунгита, как топлива, опре­ деляется двумя моментами. 1. Ленинград ежегодно потребляет до 5— 7 миллио­ нов тонн условного топлива, из которых около половины является дальнепривозным. Развивающаяся промышлен­ ность Карелии, в том числе Северный Химический Ком­ бинат в Кандалакше, предъявит спрос в размере свыше 1 миллиона тонн условного топлива. Если бы хотя бы часть этого топлива могла бы быть заменена шунгитом, месторождения которого связаны водными путями с Ленинградом, то для Ленинграда удельный вес дальнепривозного топлива мог бы значи­ тельно снизиться (себестоимость доставки 1 т донец­ кого угля в Ленинград, составляет 16 — 17 руб.), а для Карелии в энергетический баланс, наряду с торфом и древесиной, включался бы новый топливный рессурс более высокого качества, добыча которого к тому же менее трудоемка, что для Карелии играет чрезвычайно важную роль. И. Второй момент—это то обстоятельство, что полу­ чение золы шунгита возможно только после его сжига­ ния, а без этого мы не получим золы, следовательно, невозможно будет и химическое использование золы. Для доказательства экономической целесообразности и конкурентноспособности шунгита с другими видами топлива можем привести следующий ориентировочный подсчет: Стоимость шунгита в Ленинграде составит: Добыча шунгита с накладными расходами 7—8 руб т Доставка „ „ „ 6 - 7 „ „ Всего:.......... 13—15 руб. т Цена эта должна быть признана вполне приемлемой, если учесть, что тонна торфа обходится в Ленинграде 11— 12 руб., а каменный уголь, учитывая перевозки даже по льготным тарифам, 23—24 руб. Если пересчитаем эти показатели на тонну условного топлива, то получим следующую картину: Виды топлива Торф........... Дрова......... Кам. уголь Шунгит. . . Теплотворн. способность в калориях 2 300 3 200 6 000 4 000 Стоимость 1 т франко Ленинград 11 руб. 20 „ 24 . 15 „ Стоимость в пересче­ те на 1 т условн. 7000 кал. топ. 33 руб. — 43 „ 60 к. 28 „ — 27 „ -

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz