Карело-Мурманский край. 1931, N11-12.
КАРЕЛО-МУРМАНСКИИ КРАЙ № И — 12 г Организовать детальное технологическое и химическое исследование шунгита, как топлива, и разрешить вопрос об использовании содержащегося в золе шунгита ванадия. Из решений IV пленума Карельского ОК и ОКК ВКП(б) . У Наибольшее народно-хозяйственное значение имеет II разность шунгита, встречающаяся в открытых место рождениях в наибольших количествах. Анализ II разности шунгита представляется в следую щем виде: Углерода..................................... 55—60% Водорода и А зо та .................. 3% Воды........................................... 5 % Золы............................................. 30—35% Шунгит II представляет собой матовую разность, зола которой содержит большое количество весьма ценных веществ: Пятиокиси ванадия............... 1—1,5% Окиси алюминия ................. 14— 17% Окиси калия............................ 3— 4% В переводе в весовое измерение такимобразом мы имеем: Шунгит ................................................................. 1 ООО кг Золы в торне шунгита................................... 400 „ Ванадия в з о л е . . .......................................... . 3 „ Окиси алюминия в зол е................................. 60 „ Окиси калия в зо л е......................................... 16 „ Народно-хозяйственное значение использования золы шунгита, получающейся при сжигании, станет ясным, если указать, что мировая цена ванадия определяется в 12 долларов за кг, не говоря уже об остальных ком понентах, стоимость которых в золе, получаемой с одной тонны шунгита, составляет 25— 30 рублей. Шунгит II является вполне удовлетворительным топливом. Теплотворная способность его составляет 4—4,300 калорий. Интерес к шунгиту, как к топливу, был проявлен вновь лишь в самое последнее время. Первые попытки использовать его, как мы указали выше, дали неблаго приятные результаты, так как опыты были поставлены без учета тех ошибок, которые были допущены при его испытании в дореволюционное время. Первой организацией, которая правильно подошла к использованию шунгита, как топлива, явился ГИПХ. Изучив анализ шунгита, ГИПХ пришел к выводу, что шунгит д о л ж е н гореть. Собрав все материалы по опы там сжигания шунгита, ГИПХ констатировал, что неу дача опытов является результатом неправильного их проведения, что шунгит представляет из себя вполне удовлетворительный топливный материал, но требует особых условий для эффективного сгорания. Этими осо быми условиями является некоторое незначительное пере конструирование обычных каменноугольных топок и вве дение воздушного дутья. При этих условиях достигалось удовлетворительное горение шунгита. Еще лучшие результаты получились, когда ГИПХ, исходя из того, что шунгит содержит мало горючих и является топливом короткопламенным, попро бовал вводить в смесь с шунгитом 2 0—30% длинно пламенных Донецких углей. При этих условиях горение шунгита происходило вполне нормально, температура доходила до 1 250 —1 300 градусов, т. е. делала возможным использование его даже для металлургических целей. В последние дни вполне благоприятные результаты по сжиганию шунгита получились и без добавки в шихту каменного угля, как в ГИПХ’е, так и в ТЕИ. Важность использования шунгита, как топлива, опре деляется двумя моментами. 1. Ленинград ежегодно потребляет до 5— 7 миллио нов тонн условного топлива, из которых около половины является дальнепривозным. Развивающаяся промышлен ность Карелии, в том числе Северный Химический Ком бинат в Кандалакше, предъявит спрос в размере свыше 1 миллиона тонн условного топлива. Если бы хотя бы часть этого топлива могла бы быть заменена шунгитом, месторождения которого связаны водными путями с Ленинградом, то для Ленинграда удельный вес дальнепривозного топлива мог бы значи тельно снизиться (себестоимость доставки 1 т донец кого угля в Ленинград, составляет 16 — 17 руб.), а для Карелии в энергетический баланс, наряду с торфом и древесиной, включался бы новый топливный рессурс более высокого качества, добыча которого к тому же менее трудоемка, что для Карелии играет чрезвычайно важную роль. И. Второй момент—это то обстоятельство, что полу чение золы шунгита возможно только после его сжига ния, а без этого мы не получим золы, следовательно, невозможно будет и химическое использование золы. Для доказательства экономической целесообразности и конкурентноспособности шунгита с другими видами топлива можем привести следующий ориентировочный подсчет: Стоимость шунгита в Ленинграде составит: Добыча шунгита с накладными расходами 7—8 руб т Доставка „ „ „ 6 - 7 „ „ Всего:.......... 13—15 руб. т Цена эта должна быть признана вполне приемлемой, если учесть, что тонна торфа обходится в Ленинграде 11— 12 руб., а каменный уголь, учитывая перевозки даже по льготным тарифам, 23—24 руб. Если пересчитаем эти показатели на тонну условного топлива, то получим следующую картину: Виды топлива Торф........... Дрова......... Кам. уголь Шунгит. . . Теплотворн. способность в калориях 2 300 3 200 6 000 4 000 Стоимость 1 т франко Ленинград 11 руб. 20 „ 24 . 15 „ Стоимость в пересче те на 1 т условн. 7000 кал. топ. 33 руб. — 43 „ 60 к. 28 „ — 27 „ -
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz