Карело-Мурманский край. 1931, N11-12.
№ И — 12 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ 11 Одобренный тов. Лениным этот план лег в основу законодательства центральных советских органов о Каре лии и нашел полное отражение в постановлениях ЭКОСО и СНКома РСФСР от 26/1V — 21 года, в которых между прочим говорилось о приступе к постройке древесно массного завода, бумажной фабрики и гидроэлектростан ции в Кондопоге. Уже летом 1921 г. по инициативе тов Гюллинга проводятся значительные закупки хлеба для Карелии и заключается договор с трестом „Северолес" о восста новлении работ Беломорских лесозаводов Карелии. Выброшенные пролетарской революцией и Красной армией за пределы Карелии карельские купцы, при под держке и' на деньги белофинской буржуазии, опираясь на карельских кулаков и используя исключительную тяжесть продовольственных затруднений, стремятся сверг нуть Советскую власть и передать богатства Советской Карелии на разграбление финляндских лесопромышлен ников, а на рабочих и крестьян вновь одеть хомут капи талистической эксплоатации. В ноябре 1921 г. вспыхивает карельский бандитизм, возложивший дополнительные тяготы и испытания на бедняков и средняков, особенно Северной Карелии. Тсв. Гюллинг правительством РСФСР назначается Пред седателем Карельско-Мурманского Военревкома и вместе с командованием частей Красной армии принимает самое активное участие в ликвидации бандитизма, организуя тыл, снабжение, восстанавливая Советскую власть. Несом ненно, ему должна быть приписана инициатива знаме нитого лыжного рейда Интервоеншколы через Пиенинг- ские леса на Реболы и Камосозеро, решившего судьбы белокарельской авантюры. После ликвидации бандитизма строительство социали стической Карелии должно было проходить в условиях особо больших трудностей. Целые районы, особенно Северной Карелии, были разорены бандитами, десятки деревень были пусты, карельское крестьянство потеряло тысячи лошадей, угнанных белокарелами в Финляндию. Мощнейшим рычагом восстановления народного хозяй ства в то время являлся бюджет. Только путем твердой советской финансовой политики, помощи центрального Правительства и свободы маневрирования денежными средствами, представилась возможность изыскать необхо димые средства для восстановления народного хозяйства, разрушенного 3-летней гражданской войной и интер венцией. По инициативе тов. Гюллинга Правительство РСФСР издало закон об особых бюджетных правах Карелии (25 мая 1922 г.), конкретизировавший права Карель ского Правительства в области бюджетной работы и уста новивший твердые взаимные расчеты между народным хозяйством Карелии и остальными частями РСФСР. Весьма крупным шагом вперед в деле экономического развития Карелии в том же 1922 г. является начало экспорта карельского леса из беломорских и Ленинград ского портов, а также организация треста „Кареллес“, объединившего в себе лесозаготовки и лесозаводы южной Карелии. Как бюджетной работе, так и развитию лесного дела в Карелии т. Гюллинг уделял особое внимание, твердо проводя намеченный план. В 1923 г. при помощи тов. Шотмана начинается работа по сооружению Кондопожской гидроэлектростан ции, а также проводится большой завоз в Карелию лошадей, без которых было немыслимо восстановление и дальнейший рост лесозаготовок и сельского хозяйства. С месяца на месяц, с года на год растут и ускоряются темпы социалистического строительства Карелии и каж дый раз тов. Гюллинг концентрирует свое внимание и с особым рвением работает именно на том участке стро ительства, который является решающим в данный момент. Осуществляя директивы партии, сплачивая вокруг Совет ской власти тысячи рабочих и широкие массы бедняков и середняков карельских деревень, тов. Гюллинг явился достойным вождем карельского трудового народа, по адресу которого т. Ленин выразился: „Карелы народ трудолюбивый, я верю в их будущее". Годы разрухи, голода, нищеты и неграмотности оста лись для Советской Карелии далеко позади. Лесозаго товки в 5 с лишним раз превосходят довоенные раз меры, в 5 — 6 раз увеличился выпуск товарной продук ции промышленности, пущены в ход и работают Кондо пожская гидростанция, бумажная фабрика, реконструи рованы лесопильные заводы, дающие на экспорт свыше 150 тысяч стандартов досок, горная промышленность выросла в крупную отрасль, Онежский завод выпускает тысячи дорожных машин, начаты крупнейшие стройки — Нивастрой, Алюминьстрой, И очередь Кондопожской гидростанции и Бумфабрика. Ударники на заводах Карелии исчисляются тысячами, до половины рабочих охвачено соцсоревнованием, твердо идет по пути социализма и карельская деревня. Карель ское Поморье коллективизировано полностью, до 50% земледельческих хозяйств вошли в колхозы, есть целые районы сплошной коллективизации. На базе коллекти визации ликвидируется кулачество, как класс. Построены многие сотни километров новых дорог. Сотни автомобилей обслуживают перевозку грузов по дорогам Карелии. Мурманская дорога, которая еще несколько лет назад должна была путем создания своих предприятий, расширить свой грузооборот, уже не в состоянии будет справиться с перевозкой тех грузов, которые предъявляет ей хозяйство Карелии, без реконструктивных мероприятий. Полностью охвачены школами дети Карелии, к январю 1933 года Карелия должна стать республикой сплошной грамотности. Обучение в национальных районах Каре лии проводится на родном языке, на нем же работают советские органы и суд. Тысячи работниц и колхозниц вовлечены в общест венную работу. Несомненно, всеми этими успехами Карельская респуб лика во многом обязана т. Гюллингу, четко проводив шему в своей работе директивы партии. Капиталистический мир потрясает агония кризиса систе мы, сотни лесопильных заводов Финляндии закрыты, тысячи рабочих остались без работы, на фоне этого кризиса особенно убедительным доказательством преимущества социалистической системы являются успехи СССР и части его — Автономной Карельской Советской Социали стической Республики, выполняющей великий план стро- сительства социализма. А ■ Л есков.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz