Карело-Мурманский край. 1931, N1-2.

№ 1—2 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ 19 ковь была лютеранской—которые все были из Финляндии или окончили свой „курс* в Финляндии. Долгое время до революции 1905 г. в Ленинграде выходила газета на финском языке „Инкери“ , а после 1905 г. стала выходить еще другая „левая" „Нева". Ежегодно выходил календарь на финском языке, тираж которого достигал 30 ООО и распространялся исключи­ тельно по б. Ленинградской губернии. Начиная с 1918 г. в Ленинграде выходит коммунисти­ ческая газета „Вапаус* на финском языке и, кроме того, изд-вом „Кирья“ издается литература на финском языке, которая распространяется не только в Ленинградской области, но и в Карелии. Да и само изд-во теперь является общим государственным издательством АКССР и Ленинградской области. Так вот в 1920 г. в Карелии было прекрасно известно, что внедрение финского языка среди ингерманландцев, значительная часть коих является карелами, до револю­ ции в течение десятков лет при помощи школ, газет, книг, всевозможных обществ протекало вполне успешно, способствовало сохранению населением своего родного языка, поднимало культурный уровень населении и не вызывало никаких возражений с его стороны. Наоборот, население желало и требовало школ на финском языке. Этот опыт и результаты этой работы были полностью учтены в Карелии в 1920 г. и давали уверенность, что внедрение финского языка в Карелии является целесо­ образным, наиболее правильным разрешением языковой проблемы и сможет быть проведено с таким же успехом. Нужно сказать, что десятилетний опыт внедрения фин­ ского языка в Карелии подтверждает правильность реше­ ния языковой проблемы и дал огромные достижения в области культурной работы. Если взять начальное обучение, то, начиная с 1922 г., когда Карелия освободилась от военных действий, коли­ чество щкол на национальном языке дошло в 1930 г. до 251, а в 1931 г. должно дойти до 290, что обеспечи­ вает всеобщее обязательное обучение и среди карель­ ского населения. Кроме того, на финском языке рабо­ тают 9-летка, ряд L1IKM, 2 педтехникума, совпартшкола, и сейчас идет организация национального ВТУЗ’а. Тираж ежедневной газеты „Пунайнен Карьяла" дошел до 7 000 и, кроме того, выходит еще несколько газет на финском языке. Распространение книг на финском языке с каждым годом неуклонно растет. Особо ценный и показательный опыт дает работа Карельского Батальона, сформированного в 1925 г. и имеющего в своем составе взрослых людей всех на­ личных наречий Карелии. Об этом опыте специально созванное совещание коман­ диров говорит следующее: „Отношение кр-цев к обучению на финском языке в первые годы было различное. Южно-карельцы, значи­ тельная часть которых, около 50°/0, более или менее вла­ дели русским языком, желали обучения на русском языке. Те же из южно карельцев, которые были неграмотны и слабо знали русский язык, считали безразличным какой язык, лишь бы научиться. Северные карелы требовали обучения на финском языке. Пограничные карелы пони­ мали финский язык и вообще не возражали против фин­ ского языка, также и карелы из средней Карелии. Вепсы вообще не понимали финского яаыка и, кроме того, вла­ дея русским языком, заняли отрицательнне отношение к финскому языку. Это объясняется тем, что они в то время не понимали и не видели практического значения финского языка для них. За последние два года в этом отношении произошел решающий перелом и отношение вепсов к финскому языку значительно изменилось в по­ ложительную сторону и среди них обучение за послед­ ние два года проводилось на финском языке. Сроки изучения карелами финского языка в батальоне: Южно-карельцы научаются понимать финский язык в течение 2—3 м-цев и при этом все обучение их можно проводить на финском языке; после этого срока они усваивают обучение на финском языке без особых затруд- ненив. Грамотные на русском языке научаются в тече­ ние 6—7 месяцев удовлетворительно владеть финской речью, письмом и чтением. Неграмотные южно-карельцы научаются в течение 7—9 месяцев в такой степени вла­ деть и письмом, что могут понятно излагать свои мысли. Карелы из средней Карелии научаются понимать фин­ скую речь в течение VU месяцев, после чего говорят удовлетворительно. Грамотные на русском языке овладе­ вают удовлетворительно речью, письмом и чтением на финском языке в течение 5—6 месяцев. Северным карелам финскому языку нечего учиться, они должны лишь усвоить грамматику. Среди вепсов обучение финскому языку проводилось труднее и они усваивают его медленнее, чем карелы вообще. Опыт батальона показывает, что вепсы научаются понимать финский язык в течение 6—7 м-цев, но владеть самим финским языком вепсы начинают в течение 1-2 лет. Тверских карел батальон имеет впервые в этом году, поэтому опыт еще маленький, но и этот опыт дает осно­ вание сказать, что они научатся понимать финский язык в течение 2—3 м-цев. В настоящий момент все обучение среди них ведется на финском языхе. В отно­ шении языка мы приравниваем тверских карел к каре­ лам средней Карелии и на основе их речи делаем тот вывод, что они усвоят финский явык в тот же срок, что и карелы средней Карелии. Опыт батальона показывает, что карелы усваивают финский язык быстро и его изучение для них легче рус­ ского языка и большие результаты обучение дает на финском, чем на русском языке. Обучение всех должно, по нашему мнению, проводиться на финском языке—не­ зависимо от того, на каком языке они проходили перво­ начальное обучение". Заведующий финским педтехникумом, имея десятилет­ ний опыт работы с карелами, дает следующее заключение: „В 1920 г. в Петрозаводске были организованы фин­ ские педкурсы, преобразованные в 1923 г. в педтех- никум. За это время принято всего 500 слушателей, из кото­ рых около 70°/0 карел и 30 % финнов и прочих. Около 50^ до приема получили первоначальную подготовку на русском языке, 3 0 ^ в финской школе и 20 ц к перво­ начальной подготовке на русском языке кое-как само­ образованием или иначе ознакомились с финским язы­ ком. (К последним причисляется около 3%, не полу­ чивших никакой подготовки). Языком обучения являлся финский. Опыт показывает, что окончившие русскую 7-летку в течение 1—2 м-цев достигают такого знания финского языка, что могут на нем успешно учиться, хотя до этого и не изучали фин­ ский язык. Окончившие русскую школу 1 ступени, но не изучившие финский язык, усваивают для учебы необхо­ димое знание финского языка в течение одного месяца. Хотя полученная до приема в техникум подготовка и является различной и часто совершенно недостаточной, опыт техникума показывает, что карелы могут с успе­ хом учиться на финском языке. Никакого различия в отно

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz