Карело-Мурманский край. 1930, N9-10.
КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ № 9— 10 Два других трупа найдены в 40 шагах от первого. Весь лагерь экспедиции был занесен снегом, из -под которого торчал обломок весла, благодаря которому и удалось найти и раскопать последнюю стоянку Андрэ. По мнению Горна, путники, прежде чем достигли острова Белого, прошли по льду несколько сот киломе тров, на что указывает их изношенная одежда и стертые полозья саней. Обнаружение локти и саней свидетель ствуют, что сама посадка на лед совершилась сравнительно благополучно. Найденные дневник и заметки смерзлись и стерлись, и их расшифровка потребует значительного времени. Делом этим в настоящее время занялась специ альная комиссия. Результаты наблюдений Андрэ, хотя они и не могли быть очень длительными и систематическими, все-же представляют еще и теперь значительный интерес. Не менее интересны и все вопросы, связанные с опре делением действительного места катастрофы, его причи нами, временем пребывания путешественников в пути и зимовка на острове Белом. Горн, настаивая на отправке на остров Белый специ альной экспедиции для дальнейших тщательных розысков, во время своей экспедиции имел возможности посвятить им много времени. Возможно предположить, что удастся там найти новые ценные предметы и указания, касающиеся всей истории гибели первой трансполярной аэроэкспедиции. Все интересующиеся историей завоевания Арктики, с нетерпением ждут опубликования найдеьных материа лов об экспедиции Андрэ и его спутников. К. Левицкий. Энергетика Арктики (К проекту Анри Баржо использовать холод, как источник энергии *) Исследование богатств нашего севера занимает видное место в деятельности некоторых советских учреждений и Всесоюзной Академии Наук. Ежегодные разведки раз личных научных экспедиций открывают новые и новые залежи разнообразного сырья, ожидающего приложения творческой энергии человека, чтобы влиться в кругообо рот нашей промышленности. Однако, чтобы втянуть в эксплоатацию, пусть и мощ ные, но неодухотворенные энергией потенциальные за пасы северных богатств, необходимо иметь поблизости от них и источники энергии, могущие претворяться в меха ническую р а б о т у . Необходимо помнить, что только достаточно дешевая механическая энергия позволит осу ществить промышленную добычу и переработку налич ных запасов сырья и полезных ископаемых. Таких запа сов дешевой энергии на нашем крайнем Севере не имеется, или для своего использования они потребовали бы устрой ства весьма дорогих сооружений. Как известно, для превращения тепловой энергии — того или иного вида— в механическую необходимо нали чие двух источников тепла р а з н о й температуры. Меха ническая энергия получается в процессе перехода тепла от источника с более высокой температурой к источнику с более низкой температурой. Сама же абсолютная тем пература обоих источников почти совершенно безраз лична. Если мы имеем одно холодное, с точки зрения наших чувств, тело, то достаточно взять другое более низкой температуры, чтобы получить теоретическую возможность превращения тепловой энергии в механи ческую работу. Мы знаем также, что в наших паросиловых установ ках, турбинах и поршневых машинах, а равно и двига телях внутреннего сгорания, пригодится иметь дело со сравнительно высокими температурами, но понятия „хо лодный*, „горячий" являются только весьма относи тельными. И теория и практика показывают полную возможность получения энергии путем обмена тепла между двумя „холодными“ с точки зрения наших чувств тел. i Из статьи Анри Баржо в журнале „Scientlfic American“. III - 1930. Так, несколько лет тому назад всеобщий интерес был вызван проектом (в настоящее время уже осуществляе мым в промышленном масштабе) двух французских инже- неров-ученых Клода и Бушеро, предложивших утилизи ровать р а з н и ц у температур морской воды на поверх ности тропических частей океанов (около —{—28°С) и на их глубинах (около -f-4°C). Проект этот, однако, при полной своей технической осуществимости, требует доро гого и сложного оборудования. Гораздо более простым представляется проект другого француза, Анри Баржо, предложившего для получения практически неограниченного количества энергии исполь- зойать р а з н и ц у температур воздуха и воды в поляр ных (а в зависимости от климата иногда и приполярных только странах). Для полярных областей обычными являются темпера туры воздуха в — 20°С и даже до — 40°С. В то же время температура прибрежных океанских, озерных и глубокоречных вод под льдом всегда держится около точки замерзания воды, т. е. 0°. Таким образом, полу чается возможность использовать избыток тепловой энер гии, т. е. возможность извлечения из воды любого коли чества теплоты для превращения последней в механиче скую работу, свет или „отопление холодом". Источником тепла у Баржо будет глубинная вода, источником холода — наружный воздух. Однако, при указанных температурах говорить о водя ных парах, как о движущей силе, не приходится. Охла ждаясь от 0 ° до значительно более низкой температуры, вода может только перейти в твердое состояние, т. е. в лед. Таким образом, задачу получения движущей силы приходится видоизменить и, в качестве последней, при менить какое-нибудь, служащее посредником, химиче ское соединение, которое при 0° находилось еще в с о стоянии пара и становилось бы жидким приблизительно при — 22°С. Применяемый посредник — какое-либо летучее веще ство, придя в соприкосновение с водой при 0°, превра тилось бы в пар, чтобы позже, при контакте с источ ником холода в — 22 С, затвердеть; предварительно однако оно должно было бы пройти через турбину, где его живая еила превратилась бы в работу.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz