Карело-Мурманский край. 1930, N9-10.

№ 9— 10 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ 41 Раскрытие одной из тайн Арктики (Памяти первых трансполярных пилотов) Еше до того, как первый аэроплан самостоятельно отделился от поверхности земли, и прежде, чем дирижабли развились в более или менее надежно -управляемое средство передвижения в воздухе, — тридцать три года тому назад, в июле 1897 года, со Шпицбергена на воз­ душном шаре „Орел“ вылетела на север первая транс­ полярная воздушная экспедиция. Задуманная, тщательно разработанная и организованная с большим трудом шведским инженером С. А. Андрэ, она поставила себе смелую цель достичь на аэростате северного полюса и пересечь по воздуху Арктику. * Хотя воздушный ш ф „Орел“ и являлся безмоторным аэростатом, но Андрэ, опытный специалист по воздухо­ плаванию, зарекомендовавший себя, как испытанный пилот, разработал остроумную систему комбинирования паруса и нескольких гайдропов, с помощью которых простой воздушный шар становился до некоторой сте­ пени у п р а в л я е м ы м аэростатом. Все оборудование воздушной экспедиции было пре­ красно продумано и весьма хорошо выполнено. Несмотря на сравнительно крайне ограниченную грузоподъемность воздушного шара и необходимость снабжения трех участ­ ников экспедиции возможно большим запасом продоволь­ ствия на случай вынужденной посадки на лед, Андрэ нашел место и для помещения разнообразных приборов для производства научных наблюдений. В гондолу уда­ лось поместить достаточное количество оружия и всяких необходимых запасов для длительного пребывания во льдах, а также сани и небольшую складцую лодку. Тогда еще не было радиосвязи и в п мине, и для сообще­ ний очень важных в таких экспедициях, Андрэ взял с собой несколько почтовых голубей. Словом, несмотря на свою безусловную рискованность. Это все же была бесспорно хорошо организованная экспедиция. Как извест­ ной, риск неизбежен при всякой полярной исследователь­ ской экспедиции, тем более, если она носит чисто пионерский характер. Участие в экспедиции приняли, кроме самого его орга­ низатора Соломона-Августа Андрэ молодые ученые Нильсм Стринберг и Френкель. После длительного ожидания благоприятной метеоро­ логической обстановки, 11 июля 1897 года при ровном ветре, шар поднялся и, со скоростью около 40 километров в час, полетел по направлению на север. Три отважных воздухоплавателя исчезли бесследно. Единственные о них сведения были доставлены одним из голубей, выпущенным с шара с письмом, помеченным 13 июля. Письмо извещало, что полет совершается вполне благополучно. Позднее в течение нескольких лет, поднимали с воды в разных местах северной части Атлантического океана несколько буйков с воздушного шара Андрэ, большей частью пустых, очевидно выбро­ шенных вместо балласта. В двух буйках были найдены записки, помеченные днем вылета — 11 июля 1897 года, т. е. еще более ранние, чем письмо, принесенное голубем. Много было высказано в научном мире предположений о причинах катастрофы, указывались предположительно места, где произошла катастрофа. Вероятнее всего, что шар попал в полосу штормовых ветров, свирепствовав­ ших в Северном Ледовитом океане между 11 и 15 июля 1897 года. Возможно, что он начал обмерзать и, постенно утрачивая свою подъемную силу, оказался вынужденным опуститься на лед через несколько дней после вылета со Шпицбергена. 11редпринимались многие попытки оказать помощь пропавшей без вести экспедиции или хотя бы отыскать место гибели Андрэ и его спутников, но Арктика хра­ нила свою тайну, и пионеры трансполярных перелетов, казалось, навсегда унесли с собой в ледяную могилу свои переживания, свои наблюдения, свои предсмертные мысли и предположения. И только через тридцать три года, в августе текущего года, покров с тайны был, наконец, сорван норвежской полярной экспедицией д-ра Горна, плывшей на судне „Братвааг" и нашедшей на пустынном острове Ледови­ того океана останки Андрэ и его спутников, следы лагеря экспедщии, дневники Андрэ и походный вахтенный журнал злополучного воздушного шара. Оказалось, что смелые путешественники погибли, срав­ нительно недалеко от мест, хотя изредка и случайно, но все же иногда посещаемых полярными экспедициями и охотниками за морским зверем. Остров Белый, на кото­ ром был обнаружен лагерь Андрэ, называемый на неко­ торых картах Землей Гиллиса или Землей Джальса, рас­ положен между северо восточной оконечностью архипе­ лага Шпицбергена и западной частью архипелага Земли Франца Иосифа. Интересно отметить, что еще в 1898 г., . спустя год после катастрофы, этот остров был посещен шведской экспедицией, отправленной на поиски Андрэ. Никаких признаков погибших воздухоплавателей тогда найдено не было. Этот же остров был весьма тщательно обсле­ дован в 1918 году, во время по сков части экспедиции Нобиле и Амундсена. Ничего не обнаружили и люди с судна, посетившего остров всего за две недели до экспедиции Горна. Удалось найти погибших членов воздушной экспеди­ ции и их лагеря только благодаря исключительной давно ненаблюдавшейся в Арктике теплой погоде минувшего лета, вызвавшей сильное таяние снега и льдов. Руководители норвежской экспедиции Горн, внима­ тельно исследовавшей место лагеря, пришел к заключе­ нию, что Андрэ и его спутники сделали вынужденную теми или иными причинами посадку на лед, после кото­ рой они с санями и лодкой отправились пешком к югу. От воздухоплавателей сохранились только скелеты с примерзшими к костям кусками мускулов и кожи. У трупа самого Андрэ были найдены заряженное ружье, карманная аптечка, дневники и некоторые другие документы. К сожалению, вокруг найденных документов уже разго­ релась жадная борьба за овладение ими с целью скорейшего сенс;«цион ого их использова ия. Крупное американское изда­ тельство обратилось к сестре Андрэ, прожив'ющсй в Чикаго с предложением купить у нее право на издание дневников отвшного иссле тсвателя. Другие родственники Андрэ высту­ пают также с претензиями на наследование. Все эти дневники и ма 1 ериалы не могут быть признаны собственностью отдельных частных лип, какими бы родственными узами они ни были связаны с погибшими исследования ми. Они отдали жизнь ради науки, и науке принадлежат те научные ценности, которые остались после них.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz