Карело-Мурманский край. 1930, N9-10.

12 КАРРЛО-МУРМАНСКИИ КРАЙ № 9— 10 Лесосплав и лесозаготовки в Карелии Ударный месяц сентябрь не дал ожидаемых резуль­ татов сплава вследствие необеспеченности сплавных работ рабочей силой. ' Десять тысяч рабочих, которых Карелия должна была дополнительно завербовать на сплав к 25 сентября, в срок не были доставлены. Сотни тысяч фестметров древесины лежат в воде. Для ликвидации прорыва остается небольшое количество дней до предстоящих заморозков. Для руководства сплавными работами создана специ­ альная шестерка, которая вынесла боевое решение о мо­ билизации на сплавные работы, в течение 2 суток, полного количества рабочей силы путем временной платной трудповинности. Напряженное положение может стать катастрофическим и требует немедленной оперативной работы. Мобилизация общественности должна сп?сти сплав. По районам была дана разверстка трудмобилизации. ОК ВЛКСМ мобилизовано дополнительно на сплав около 900 комсомольцев; совместно с мобилизованными раньше на сплаве будут работать 2’ /г тыс членов ком­ сомола, т. е. четвертая часть всей карельской органи­ зации. Все-же, несмотря на ряд чрезвычайных распоряжений и частичные сдвиги и успехи, ход сплава продолжает оставаться напряженным. К концу сентября более 30 процентов пущенной в сплав древесины находилось еще в пути на расстоянии от 30 до 50 километров от конечных пунктов. Так же скверно было и с выгрузкой древесины на берег, которой было поднято не более 40 проц. при обшей обеспеченности сплава рабочей силой на 60 процентов. Наиболее остро стоит вопрос со сплавом основного заготовителя— Кареллеса. Угрожающее положение по сплаву образовалось в Кеми, так как выше Кемской запани скопилось 750— 800 тыс. штук бревен, и необходимо пропускать через запань по 50 тыс. бревен в сутки, между тем как пропускается только 20 тысяч. Задерживались бревна из-за недостатка в запани оплотника, и, кроме того, лесозавод не успевает выкатывать бревна. На выкатке не было цинковых тросов, канатов и якорей. Часть древесины Кемского района находилась в открытом плессе, и ей угрожал разнос в Белое море. Кемский район можно попрежнему счи­ тать слабым участком сплавного фронта. В первых числах октября создалось на­ пряженное состояние и в Сороке. Запань должна была пропускать 12 тыс. бревен, а пропускала 6— 7 тыс. Таким же образом и с выкаткой, вместо 25— 30 тыс. выкаты­ валось по 6 тыс. Всего же надо было пропу­ стить 200 тыс. бревен и выкатать 350 тыс. К 15 октября работа в Сорокской за­ пани была приведена в боевой порядок. Было увеличено количество лесотасок и лопарей. Смены стали работать ударно, зна­ чительно увеличив пропуск бревен, но ра­ бочих все же не хватало. Очень тяжелое положение сплава в По- венце, главным образом, из-за отсутствия нужного количества транспортных средств. Наиболее опасное положение в Ковде. В дни сильных заморозков и снегопада гам застряла во льду древесина, но, к счастью, через несколько дней ее удалось вывести в безопасное место. Во второй половине октября к конечным пунктам всех сплавов Карелии прибьло 91 проц., выгружено всего 73 проц. Самые опасные участки по выгрузке— Кемь, Ковда и Сегозеро. Темпы производящейся выгрузки в этих пунктах совершенно не обеспечивают своевременного окончания выгрузки. Темп подъемки бревен очень слаб— из-за недостатка ра­ бочей силы и, кроме того, в Ковде очень скверно орга­ низовано питание рабочих, что очень влияет на ход ра­ боты. Одной из причин прорыва на сплаве надо считать плохую работу парового флота; затем— прорыв в пере­ возке грузов в Ладожском и Онежском озерах. Ряд гр\зов застрял в этих озерах. Работа водного транспорта в южной Карелии— узкое место, так как транспорт не справляется с возложенными на нею заданиями. Мешают работе штормы. На Онеж­ ском озере и наВыге из-за штормов были серьезные аварии. Недоааток судов и штормы создали на Онежском озеро пробку: река Водла забита плотами. В устье Шалы (Севзаплес) имелось до 40 грузов для перевода через Онежское озеро и имелось такое же количество грузов Кареллеса, готовых к отправке. Кроме того, не подано к берегам озера под погрузку до 30 единиц порожняка. Были случаи, когда в хорошую погоду в запани не было ни одного парохода, и из-за нераспорядительности госреч- пароходства сплоченный лес стоит все время под угрозой зимовки. Состояние погоды пока вполне благоприятное, и темпера­ тура доходит до 6°. В поступлении рабочей силы на­ ступил пёрелом, сплав обеспечен рабочей силой почти на ЬО процентов, и теперь необходимо форсировать ра­ боту. Лесозаводы должны сосредоточить все силы на вы­ грузке лесоматериалов. Чу пинский лестрансхоз. Выпуск леса из озера Заборного через Кержен­ ский порог в море.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz