Карело-Мурманский край. 1930, N7-8.

40 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ № 7— 8 Вопросы промыслового судостроения на Мурмане Мурманское рыбачество в настоящее время распола­ гает промысловым флотом в 30 моторных богов, 83 па­ русно-палубных и беспалубных ботов, 17 моторно-парус­ ных ел, 113 парусных ел, 43 парусных карбасов и 29 других мелких карбасов. Всего 335 единиц. На них, по данным учета 1929 г ., было занято добычей на трес­ ковом промысле 1.048 рыбаков. Помимо местного флота на Мурманском побережье было занято пришлой промпосуды из Карелии, Архан­ гельского и Северо-Двинского округов 666 единиц с 1.802 рыбаками, кроме подсобной рабочей силы (зуйков). Указанный промысловый флот по своему качественно­ му состоянию мало удовлетворяет требованиям промыс­ ловой жизни. Во-первых, у него сильно устаревшие кор­ пуса, только незначительное количество корпусов приспо­ соблено для безопасного плавания в море, суда снаб­ жены маломощными моторами, не имеют достаточного количества судовых лебедок и самотягов яруса от мотора. Поэтому, несмотря на наличие большого рыбного бо­ гатства, без моторизированного укрупненного флота про­ мысла не будут продуктивны. Необходимо полное обнов­ ление флота путем нового строительства и ремонта ста­ рых судов. Пятилетним планом расширения кустарного трескового промысла предусматривается заселить на Мурманском побережье 2.400 рыбацких хозяйств, организованных в кол­ хозы, которых необходимо будет снабдить моторно-парус­ ными ботами и мелкой посудой. По плану к концу пяти­ летки предположено довести путем строительства коли­ чество судов до 1.200 единиц крупного тоннажа. Эту задачу судостроения и ремонта должна выполнить Мур­ манская судостроительная верфь, находящаяся в ведении Мурманского рыбацкого союза. Такую установку дало первое учредительное собрание уполномоченных рыбацкой кооперации Мурмана в февра­ ле 1930 г. Эта установка должна быть оправдана Мур­ манским союзом рыбаков, и к этому имеются все необ­ ходимые предпосылки, по сравнению со всеми остальны­ ми верфями в Карелии, в Архангельске и т. д.: удобный и близкий выход к морю, колоссальные лесные богат­ ства, неразрывная связь с Мурманском. По предварительным наметкам пятилетки в 1929/30 г. верфь должна построить—30 моторно-парусных ботов, в 1930/31 г.—270, в 1931/32 г.— 400, в 1932/33 г.— 400, всего —-1200. Для осуществления такого большого задания верфь ко­ ренным образом должна быть переоборудована. Конкрет­ но для этого требуется: построить новый второй эллинг, рассчитанный на одновременную закладку 30-34 ботов типа «Касатка» !), произвести насыпку и осушку пло­ щади для закладки судов на открытых стаппелях в лет­ нее время, построить и оборудовать механические мастер­ ские для обслуживания ежегодно около 190-270 посуд, обеспечить верфь электроэнергией до 150 киловат-ч а­ сов, провести водопровод и построить жилища для 500 ра­ бочих и служащих. Для осуществления указанного задания потребуются большие денежные затраты, выражающиеся, по сметным предположениям, в сумме около 2.000.000 руб. долго­ срочного кредита. На 1929/30 г. запроектировано вложе­ ние до 1.200.000 руб. и на 1930/31 г.—800.000 руб. Учитывая огромное производственное значение верфи в деле снабжения Мурманских промыслов стандартной и крупной моторизированной промысловой посудой, пред­ положенные сметой капитальные вложения нельзя приз­ нать особенно великими. В дальнейшем эта верфь должна перейти к стройке и зверобойных судов; этим она со­ хранит государству золотую валюту и даст возможность обратить ее на другие важные потребности нашего строи­ тельства. Осуществление этой крупной задачи затрудняется от­ сутствием инженерно-технических сил по деревянному судостроению, недостатком квалифицированной рабочей силы, необходимых оборудований и материалов судового снабжения (якорь, цепки, лебедки, двигатели и т.д.). На первых парах придется ввозить эти предметы (главным образом, двигатели внутреннего сгорания, цепи, якоря, лебедки), но одновременно необходимо вести усиленную подготовку к выпуску моторов на отечественных заво­ дах (Ижорском и других). На пятилетку осуществление намеченной производствен­ ной программы строительства потребует до 97 500 куб. метров лесоматериалов; из них на 1929/30 г. необходимо около 35.500 куб. м , большое количество металло­ изделий и др. Всекопромрыбаксоюзу, как центру рыбацкой коопера­ ции, необходимо все это учесть и своевременно озаботиться отпуском намеченных планом средств на капитальное строи­ тельство,—иначе работа может быть сорвана на целый год, пострадают рыбные промысла и не будет выполне­ но задание правительства о повышении лова рыбы. Бота, намеченные к постройке в 1929/30 г., обеспе­ чены древесиной полностью за исключением вспомогатель­ ной посуды («доры» и «пашки»), Уже приступлено к ка­ питальному ремонту существующих рыбацких судов. Тери- берские механические и судостроительные мастерские снабжены инструментами, набраны на верфь администра­ тивно-технические и рабочие силы. В настоящее время верфь располагают штатом до 80 человек. Полное оборудование и механизация Мурманской судо­ строительной верфи, стандартизация постройки и массо­ вый выпуск ботов и централизованное снабжение рыба­ ков, главным образом, колхозов промпосудой удешевят стоимость посуды ориентировочно на 25-30°/0. Предо­ ставление рыбацким объединениям-колхозам 4-х-процент- ного годового кредита на 10-12 лет поможет трудовому рыбачеству выполнить все задания строительства. г) «Касатка»—тип норвежского бота-куттер, рекомендуемый все­ ми рыбаками и специалистами деревянного судостроения. М . Ломпо-Трофимов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz