Карело-Мурманский край. 1930, N7-8.

38 КАРЕЛО-МУРМАНСКИИ КРАЙ № Г—8 по углежжению (в 1925 г. в Свердловске) оценивает смолу лишь по 6 руб. за тонну (по 10 коп. с пуда) и не находит возможности для ее сбыта. В связи с прогрессом газогенераторной техники и использования древесины (для моторов), сильно разви­ вающихся во Франции, — появляются новые перспективы использования др'евесины. Так, напр., проф. Н. С. Вет- чинкин описывает („Лесопр. Дело", № 4 за 1928 г.) новый материал „ к а р б о н и т " , представляющий новую форму древесного угля, зернистой микроструктуры, боль­ шой твердости и плотности с большим содержанием ле­ тучих. Теплотворная способность 1 килограмма его дости­ гает 8.100 калорий. Средний состав его: углерода — 90,5% водорода — 4,0°/о, кислорода и а зо т а— 1,0%, золы— 1,5%, воды — 3% Производство карбонита является секретом фирмы, имеющей завод в Пиринеях. В наших условиях стоимость топлива, расходуемого на 1 л. с. в час в тракторных моторах, получается для бензина не менее 8 к о п ., керосина — 5 к о п ., а для древесного угля 1 ,5—2 к о п . В „Журн. Химич. Про­ мышленности" за 1928 г. (№ 17, стр. 952) также ука­ зывается, что „в скором времени древесный уголь зай­ мет, по крайней мере частично, место горючих жидких веществ в двигателях внутреннего сгорания, и что обще­ ство „Л а К а р б о н и т 1, в виду громоздкости и хруп­ кости древесного угля, предложило а г л о м е р и р о в а т ь д р е в е с н ы й у г о л ь в шары активированного угля, очень плотные, твердые и очень удобные. Объем этого топлива составляет 1,6 объема обыкновенного жидкого горючего и производит ту же работу, при чем себестои­ мость ниже половины себестоимости жидкого горючего. По сообщению инж. Григорьева, агломерированный уголь содержит: углерода—90%, водорода— 3,5—-2%, кисло­ рода и азота 5 — 1%, золы— 1,5—2%. Подведем итоги. Срочность и необходимость скорей­ шего восстановления чугуноплавильного дела в Карелии прежде всего зависят от п о с т а н о в к и л е с о э к с - п л о а т а ц и и в К а р е л и и , введения всюду м е х а н и з а ­ ц и и л е с о р а з р а б о т о к и т р а н с п о р т а , за не­ достатком рабочих рук. Поэтому — всю разделку древе­ сины надо перенести на заводы или на магистральные пути вывозки, где мускульную силу людей и лошадей легко заменить механической силой (от тракторов, электромоторов, паровозов и проч.). Особенное внима­ ние надо обратить на о т х о д ы л е с о р а з р а б о т о к , годные для пережега на уголь для металлургических за­ водов, или — на мелкий уголь для газовсасывающих ге­ нераторных моторов. В с е о т х о д ы лесопильных и деревообрабатывающих заводов, за исключением мелких щеп и опилок, необходимо п е р е у г л и в а т ь в т е п л о ­ в и к а х , на месте получения и употреблять лишь газы углежжения для тепловых целей, а полученный уголь — отправлять на доменный завод. Все промышленные т о п к и , расходующие ныне дрова — во всех фабрично- заводских предприятиях, — должны быть з а м е н е н ы т е п л о в и к а м и Ижевского, с использованием лишь газов сухой перегонки, тем более, что тепловики дадут возможность попутно с ж и г а т ь (и превращать в газ) р а з н ы е д р у г и е з а в о д с к и е о т б р о с ы , не пре­ следуя в этом случае получения угля. Введение механической силы на местах рубок позво­ лит приступить к у т и л и з а ц и и п н е й и другого корневого материала — также для углежжения, что зна­ чительно поднимет ценность сгущаемых продуктов тепло­ вика после их конденсации, вследствие увеличения в про дуктах с к и п и д а р а . За недостатком рабочих рук и необходимостью широ­ кого введения в лесных разработках механической силы, взамен мускульной, Карелия должна спешить со в в е д е ­ н и е м у себя г а з о в с а с ы в а ю щ и х д в и г а т е л е й внутреннего сгорания дгы тракторов и грузовиков, рабо тающих на древесном угле из лесных отбросов, а длл постоянных стационарных двигателей— даже прямо на д р о в я н ы х о т б р о с а х . Эту задачу следовало бы возложить на Онежский механический завод, предложив ему войти в соглашение с проф. Наумовым, успешно работающим в области построения русских типов газовсасывающих двигателей, конкурирующих с ино­ странными. В целях использования на уголь мелких сучьев, вет­ вей, пней и проч., следовало бы Кареллесу у с т а н о- в и т ь у себя хотя бы одну печь из п е р е н о с н ы х металлургических п е ч е й ф р а н ц у з с к о й с и с т е м ы . Быть может, такие переносные печи могли бы получить применение и в других отдаленных от Петрозаводска районах, расположенных по Мурманской магистрали, с тем, чтобы в завод везти уголь (в специальных ваго­ нах) по железной дороге. Только большой экономией в дровах и использованием всех отходов лесопильных заводов и от лесоразработок можно более или менее о б е с п е ч и т ь те 300—400 т ы с я ч к у б . м е т р о в у г л я , которые необходимы для обоснования металлур­ гического древесно - угольного завода на в ы п л а в к у 4 0—50 т ы с я ч т о н н высококачественного чугуна в год, — как минимум для нового завода. Если такой древесноугольной базы для завода в Петрозаводске не окажется, то тогда придется обсудить вопрос об уста­ новлении э л е к т р о в ы п л а в к и ч у г у н а из руд, тре­ бующей на одну тонну чугуна в т р о е (приблизительно) м е н е е у г л я , чем доменный процесс, но зато требуется д е ш е в а я э л е к т р и ч е с к а я э н е р г и я . Еще в 1919 г. при изучении мною вопроса о возоб­ новлении чугуноплавильного дела в Олонецком крае, я указывал на затруднительность заготовки больших ко­ личеств дров и необходимость использования древесного угля наиболее экономным образом, т.-е. — в э л е к т р о ­ д о м н а х . Тогда стоимость чугуна в доменных печах и в электродомнах выходила о д и н а к о в а я , е с л и с т о и ­ м о с т ь 1 п у д а у г л я не превышает стоимости с т а к и л о в а т т ч а с о в э н е р г и и . Если ныне цена угля в пределе считается 24 руб. за тонну, — то р а в н о ­ ц е н н ы й по себестоимости чугун может быть получен при стоимости энергии 0,4 к о п . з а к и л о в а т т ч а с . Постройка и ближайшее расширение Кондопожской си­ ловой гидроэлектрической станции дают, повидимому, возможность осуществления также и проекта выплавки чугуна в э л е к т р о д о м н а х , в Петрозаводске. На вы­ плавку о д н о г о м и л л и о н а п у д о в электрочугуна требуется в среднем около 30 м и л л и о н о в к и л о ­ в а т т ч а с о в и постройка 2 —3 печей, стоимостью около 500.000 руб., по шведским данным того времени. Ныне в электродоменной технике достигнуты большие успехи, и я убежден, что при дороговизне угля в Ка­ релии и в случае констатирования избытка водяной силы на Кондопоге (чего ныне еще нет), электровыплавка чугуна в Петрозаводске, на Туломозерских рудах, может быть легче всего осуществима. J1. Горский.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz