Карело-Мурманский край. 1930, N7-8.
№ 7—8 к А р е л О -М у р м а н с к и й к р а й 37 замене светлого горючего т в е р д ы м топливом имеют для СССР и с к л ю ч и т е л ь н о е з н а ч е н и е , и потому эти опыты необходимо как можно скорее проводить. Полагаю, что Карельская АКССР, имеющая свой Онежский механический и машино строительный завод и ощущающая огромную по требность в моторах и тракторах для своей все растущей промышленности, особенно при разработ ке лесных массивов, должна быть чрезвычайно за интересована заменой жидких нефтяных продуктов для своих двигателей продуктами своего лесного хозяйства, дровяными отбросами (сучьями, ветвями, хвойными шишками и проч.) и древесным углем, заготовляемым из этих отбросов в п е р е н о с н ы х п е ч а х , французского типа, на местах рубок. Пора переходить в Карелии к постройке с в о -и х г а з о в с а с ы в а ю щ и х у с т а н о в о к и постепенно освобождаться от нефтяных привозных продукгои. Колоссально растущее сельско-хозяйственное по требление этих продуктов в колхозах и совхозах, удовлетворяемое прежде других потребителей заста вит в ближайшее время предприятия, отдаленные от источников нефти, п е р е х о д и т ь н а д р у г и е в и д ы т о п л и в а , годные для замены нефтяного и его производных, прежде всего на нашем севере на лесных заготовках. Кроме рационализации использования лесных отбросов, . это обещает и прямую экономию в производствах, обслуживаемых двигателями внутреннего сгорания. По ясним примерными подсчетами. По французским данным для тракторов ^на древесном угле один килограмм угля заменяет 0,6 кг бензина, что по стоимости дает удешевление горючего в^п я т ь раз. По опытным данным пробега машины Наумова на дре весном угле, отношение расхода этого горючего получи лось еще более благоприятное: удешевление в 6— 7 раз против бензина. А так как в стоимости работы всякого двигателя внутреннего сгорания расход на топливо со ставляет от 1/з до х/2 всех расходов по содержанию двигателя (включая сюда и полную амортизацию трак тор а),— совершенно очевидна та громадная экономия для Карелии (и вообще для местностей, богатых лесными отбросами), которую дадут двигатели, при употреблении мелких древесных отбросов, превращенных в уголь. В заключение — несколько общих замечаний о сухой перегонке лесных отбросов. Выше я имел в виду дре весный уголь, как обеспечение работы доменного завода, для чего нужен уголь из к р у п н ы х (относительно) кусков древесины; м е л к и й ж е уголь, получаемый из ветвей, сучьев, шишек и проч. отбросов, неудобных для доменной плавки, очень хорошо потребляется газо всасывающими двигателями, работающими на древесном угле. Французы конструируют даже специальные машины для раздробления дерева, идущего затем в газогенера торы. При введении сухой перегонки дерева на заводах обязательно использование всех газов коксования древе сины, тепловая ценность которых равна 50— 70°/° тепло вой ценности самого угля, в зависимости лишь от влаж ности переугливаемой древесины. При совершенно сухой древесине (влажность = 0), теплотворная способность газов равна теплотворности самого угля (100°/о), при влажности дров в 40°/о—тепло творность газов составляет только 60°/о теплоты самого угля. Поэтому для сбережения горючих газов углежже ния весьма важно иметь возможно более сухие дрова. В Карелии, в случае переугливания на местах разработок Сплав на верхотинах (малых реках). По р. В. Лижме. (в переносных печах)—древесных ветвей, сучьев и проч.,— утилизацией получаемых при этом газов, конечно, при дется поступиться, хотя французы ухитряются утилизиро- рать жидкие сгущаемые продукты и отчасти газы даже и в таких небольших переносных печах (печи Крюга, Фрея и др.). Поэтому изучение этих печей и применение их в Карелии считаю очень полезным и своевременным. Что касается ж и д к и х с г у щ а е м ы х п р о д у к т о в сухой перегонки дерева, то технические успехи химии и новые способы синтетического изготовления уксусной кислоты и метилового спирта обогнали медленный рост сухо-перегоночной промышленности древесины, и полу чение этих продуктов по старым методам (из древесины) во многих случаях становится невыгодным. Выгодно оно только при сухой перегонке лиственных пород дерева (березы, осины, бука и проч.). На Урале, где в пере- угливание для заводов идут преимущественно хвойные породы леса, утилизация жидких продуктов перегонки хвойных пород дерева считается невыгодной, так как получающуюся в огромном количестве с м о л у некуда девать, и она является обузой для производства. Совсем иначе- ставится этот вопрос в условиях Петро заводска, где вся смола от сухой перегонки древесины имеет выход на дешевый водный путь. Наконец, если бы и здесь избыточное получение смол угрожало обремене нием производства, то ее легко сжечь под паровыми котлами или в других металлургических печах, так как теплотворная способность смолы приблизительно вдвое ниже мазута, составляя приблизительно 4.500—6.000 ка лорий, и следовательно может оцениваться (после обез воживания и проч.) в половину стоимости сырой нефти на заводе. Рассчитывая на эти ценные свойства смолы и принимая во внимание дороговизну дров в Петрозаводске, утилизация смолы и других сгущаемых продуктов пере гонки хвойной древесины в Петрозаводске, обещает также большие положительные результаты. При проектирова нии металлургического завода принято вести расчет на цену дров в Петрозаводске по 5 руб. за 1 куб. м, сле довательно, тепловая ценность их выразится около 0,5 к. за тысячу калорий. Определяя по этой же вдне и тепло творную способность смолы, как продукта сухой пере гонки древесных отбросов, получим стоимость смолы, равную 25 руб. за тонну. На Урале же Съезд деятелей
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz