Карело-Мурманский край. 1930, N7-8.

№ 7—8 к А р е л О -М у р м а н с к и й к р а й 37 замене светлого горючего т в е р д ы м топливом имеют для СССР и с к л ю ч и т е л ь н о е з н а ч е ­ н и е , и потому эти опыты необходимо как можно скорее проводить. Полагаю, что Карельская АКССР, имеющая свой Онежский механический и машино­ строительный завод и ощущающая огромную по­ требность в моторах и тракторах для своей все растущей промышленности, особенно при разработ­ ке лесных массивов, должна быть чрезвычайно за ­ интересована заменой жидких нефтяных продуктов для своих двигателей продуктами своего лесного хозяйства, дровяными отбросами (сучьями, ветвями, хвойными шишками и проч.) и древесным углем, заготовляемым из этих отбросов в п е р е н о с н ы х п е ч а х , французского типа, на местах рубок. Пора переходить в Карелии к постройке с в о -и х г а з о ­ в с а с ы в а ю щ и х у с т а н о в о к и постепенно освобождаться от нефтяных привозных продукгои. Колоссально растущее сельско-хозяйственное по­ требление этих продуктов в колхозах и совхозах, удовлетворяемое прежде других потребителей заста­ вит в ближайшее время предприятия, отдаленные от источников нефти, п е р е х о д и т ь н а д р у г и е в и д ы т о п л и в а , годные для замены нефтяного и его производных, прежде всего на нашем севере на лесных заготовках. Кроме рационализации использования лесных отбросов, . это обещает и прямую экономию в производствах, обслуживаемых двигателями внутреннего сгорания. По­ ясним примерными подсчетами. По французским данным для тракторов ^на древесном угле один килограмм угля заменяет 0,6 кг бензина, что по стоимости дает удешевление горючего в^п я т ь раз. По опытным данным пробега машины Наумова на дре­ весном угле, отношение расхода этого горючего получи­ лось еще более благоприятное: удешевление в 6— 7 раз против бензина. А так как в стоимости работы всякого двигателя внутреннего сгорания расход на топливо со­ ставляет от 1/з до х/2 всех расходов по содержанию двигателя (включая сюда и полную амортизацию трак­ тор а),— совершенно очевидна та громадная экономия для Карелии (и вообще для местностей, богатых лесными отбросами), которую дадут двигатели, при употреблении мелких древесных отбросов, превращенных в уголь. В заключение — несколько общих замечаний о сухой перегонке лесных отбросов. Выше я имел в виду дре­ весный уголь, как обеспечение работы доменного завода, для чего нужен уголь из к р у п н ы х (относительно) кусков древесины; м е л к и й ж е уголь, получаемый из ветвей, сучьев, шишек и проч. отбросов, неудобных для доменной плавки, очень хорошо потребляется газо­ всасывающими двигателями, работающими на древесном угле. Французы конструируют даже специальные машины для раздробления дерева, идущего затем в газогенера­ торы. При введении сухой перегонки дерева на заводах обязательно использование всех газов коксования древе­ сины, тепловая ценность которых равна 50— 70°/° тепло­ вой ценности самого угля, в зависимости лишь от влаж­ ности переугливаемой древесины. При совершенно сухой древесине (влажность = 0), теплотворная способность газов равна теплотворности самого угля (100°/о), при влажности дров в 40°/о—тепло­ творность газов составляет только 60°/о теплоты самого угля. Поэтому для сбережения горючих газов углежже­ ния весьма важно иметь возможно более сухие дрова. В Карелии, в случае переугливания на местах разработок Сплав на верхотинах (малых реках). По р. В. Лижме. (в переносных печах)—древесных ветвей, сучьев и проч.,— утилизацией получаемых при этом газов, конечно, при­ дется поступиться, хотя французы ухитряются утилизиро- рать жидкие сгущаемые продукты и отчасти газы даже и в таких небольших переносных печах (печи Крюга, Фрея и др.). Поэтому изучение этих печей и применение их в Карелии считаю очень полезным и своевременным. Что касается ж и д к и х с г у щ а е м ы х п р о д у к т о в сухой перегонки дерева, то технические успехи химии и новые способы синтетического изготовления уксусной кислоты и метилового спирта обогнали медленный рост сухо-перегоночной промышленности древесины, и полу­ чение этих продуктов по старым методам (из древесины) во многих случаях становится невыгодным. Выгодно оно только при сухой перегонке лиственных пород дерева (березы, осины, бука и проч.). На Урале, где в пере- угливание для заводов идут преимущественно хвойные породы леса, утилизация жидких продуктов перегонки хвойных пород дерева считается невыгодной, так как получающуюся в огромном количестве с м о л у некуда девать, и она является обузой для производства. Совсем иначе- ставится этот вопрос в условиях Петро­ заводска, где вся смола от сухой перегонки древесины имеет выход на дешевый водный путь. Наконец, если бы и здесь избыточное получение смол угрожало обремене­ нием производства, то ее легко сжечь под паровыми котлами или в других металлургических печах, так как теплотворная способность смолы приблизительно вдвое ниже мазута, составляя приблизительно 4.500—6.000 ка­ лорий, и следовательно может оцениваться (после обез­ воживания и проч.) в половину стоимости сырой нефти на заводе. Рассчитывая на эти ценные свойства смолы и принимая во внимание дороговизну дров в Петрозаводске, утилизация смолы и других сгущаемых продуктов пере­ гонки хвойной древесины в Петрозаводске, обещает также большие положительные результаты. При проектирова­ нии металлургического завода принято вести расчет на цену дров в Петрозаводске по 5 руб. за 1 куб. м, сле­ довательно, тепловая ценность их выразится около 0,5 к. за тысячу калорий. Определяя по этой же вдне и тепло­ творную способность смолы, как продукта сухой пере­ гонки древесных отбросов, получим стоимость смолы, равную 25 руб. за тонну. На Урале же Съезд деятелей

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz