Карело-Мурманский край. 1930, N7-8.
36 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ № 7—8 более при коксовании дров, чем при коксовании камен ного угля '). Следовательно, передел чугуна в сорта железа значи тельно более обеспечен газовыми продуктами сухой перегонки дерева, нежели при коксовании минерального угля. Вопрос об утилизации газов сухой перегонки дерева имеет для Карелии большое экономическое значение, так как иначе нельзя разрешить проблему обеспечения Карелии своим чугуном, при ясно намечаемой недоста точности древесного топлива в Карелии. При таких усло виях требуется самое экономное расходование древесины для тепловых целей, что может быть, по моему мнению, достигнуто только постановкой „тепловиков" Ижев ского — на местах существующих топок, с отбросом получаемого угля — для выплавки чугуна и использова нием лишь газов углежжения — для топки. Здесь кстати будет привести на справку положение со строительством „тепловика" Ижевского на Урале, где вопрос разрабатывался в последнее время под моим бли жайшим руководством. Для постройки опытного -тепло вика на Урале давно отпущены суммы, разработаны все детальные чертежи (с участием Уральского Отд. Гипро- меза), составлена смета, и место постановки тепловика избрано в Верх-Исетском заводе, с тем, чтобы газами сухой перегонки отапливать паровые котлы прокатной фабрики. Вся стоимость тепловика, перерабатывающего на уголь от 10 до 12 куб. саж. дров в сутки, исчи слена сметой в 36.739 руб., включая сюда импортные измерительные приборы (пирометры, газоанализаторы, счетчики и проч.), на сумму около 6.000 руб., необхо димые для постановки научных опытов с тепловиком. По уральским данным такой тепловик, превосходящий по своей производительности выработку десяти печей Шварца общепринятого уральского типа, постройка ко торых стоит 40.000 руб .,—-будет давать уголь по цене 2 р. 59 к. за куб. м, тогда как уголь из печей Шварца будет обходиться 4 р. 01 к. за куб. м, при одних и тех же дровах, стоимостью 2 р. 53 к. за куб. м. К со жалению — опыты с тепловиком на Урале чрезвычайно затормозились из-за невозможности сдать заказ на испол нение металлических частей тепловика и его оборудова ние (подъемник, подхваты, вентиляторы, трубы, балки, насос и проч.). Из-за этого теряется целый текущий год и все шансы на то, что будет пЪтерян и будущий 1931 год. Если на Урале разница в стоимости угля из тепловиков и печей Шварца достигает 1 р. 42 коп. за 1 куб. м, при цене дров в 2 р. 53 к., в Карелии же, где цена дров за 1 куб. м от 4 руб. (в Туломозере) до 5 руб. (в Петрозаводске), — разница в стоимости будет еще более, так как горючие газы сухой перегонки, относимые в стоимость пара, оцениваются по стоимости калории в дровах; на Урале одна тысяча каторий в дро вах оценивается в 0,23 к о п . , а в Туломозере — оце- нится в 0,36 к о п . , и в Петрозаводске — 0,45 к о п . При дороговизне дров в Карелии и большом получе нии ценных горючих газов при коксовании древесины (в тепловиках Ижевского), является безусловная необхо димость прекратить всякое кучевое углежжение в лесах и перевозку угля гужем или по железной дороге, назна чив вместо того подвоз дров к заводу по железной до роге. Переугливание древесины в н е м е т а л л у р г и ч е с к о г о з а в о д а может быть допущено лишь там, где *) См. журнал Р. Мет. Общ. № 4, за 1927 год. Ст. А. Ле- витского. имеется на месте потребитель горючих газов, например, при лесопильных и других заводах. Из числа лесных отбросов, получающихся непосред ственно при самой рубке леса и не имеющих до сих пор никакого применения, необходимо обратить внимание на крупные с у ч ь я , в е т в и и прочую мелкую д р е в е с и н у , которая, оставаясь в лесу, целиком пропадает из лесооборота. Между тем, этот материал прекрасно может заменять керосин и бензин в автомобилях и трак торах, которые должны иметь применение в самое бли жайшее время в Карелии, при м е х а н и з а ц и и л е с н ы х з а г о т о в о к и при гужевой возке, взамен конной силы. Во Франции, не имеющей своего нефтяного топлива, все более и более развивается авто- и моторо-строение с так называемыми г а з о в с а с ы в а ю щ и м и у с т а н о в к а м и , питающимися древесным углем, или мелко разрубленной древесиной, сучьями, ветвями и проч., как я уже упоминал об этом в № 12 „Карело-Мурманского Края“ за 1928 г. Для Карелии, а также и для всего нашего Севера, питающегося привозным издалека жид ким топливом, вопрос о з а м е н е е г о д р е в е с н ы м у г л е м или п р я м о р у б л е н о й д р е в е с и н о й имеет тем большее значение, что при все растущем потреблении жидкого 'топлива, особенно с широким раз витием тракторного хозяйства в колхозах и совхозах,— нависает прямая угроза недостатка жидкого топлива (ке росина) уже в ближайшие 4— 5 лет. В статье „Проблема горючего" А. Глаголев (газета „За индустриализацию” № 60 от 14 марта 1930 г.) приводит поразительные цифры предполагаемого в бли жайшие годы потребления жидкого топлива, несмотря на колоссальное расширение у нас нефтедобычи. В 1932— 33 году намечается потребление керосина в СССР для тракторов в 9,6 миллиона тонн (а с авто мобилями— 15 миллионов тонн), тогда как общее произ водство керосина едва достигнет 8 миллионов тонн. Выход из положения лишь в применении г а з о г е н е р а т о р о в на авто-машинах и тракторах, в г а з и ф и к а ц и и т р а к т о р а . Газогенераторные установки давно распространены в странах, где нет своего нефтяного топлива. Ряд французских заводов, как Берлие, Рено, Крезо, давно строят такого рода генераторы. Наиболь шее распространение за границей получили газогенера торы на д р е в е с н о м у г л е и н а д р о в а х . Газо генераторы могут работать и на других видах топлива— антраците, торфе, а при условии брикетирования — даже на древесных опилках, хвое и отбросах сельского хо зяйства (солома, костра, шелуха и проч.). * Для переугливания в л е с а х сучьев, ветвей, мелкого леса и проч. материала, в целях применения этого м е л к о г о у г л я в газогенераторных установках на тракто рах, особенно пригодны были бы французские п е р е н о с н ы е м е т а л л и ч е с к и е п е ч и для углежжения, объемом до 80 кубич. метров, состоящие из отдель ных легко разнимаемых металлических частей, переноси мых с места на место двумя рабочими. Такие перенос ные печи могли бы устанавливаться в лесах, на путях движения лесовозных тракторов, — и обеспечиваться своим дешевым горючим (мелким углем), получаемым из мелких лесных отбросов — на местах рубок и вблизи их. Еще в мае 1929 г. и вторично в мае 1930 г. Госплан СССР поставил перед ВСНХ СССР вопрос о з а м е н е н е ф т я н о г о г о р ю ч е г о г а з о г е н е р а т о р н ы м и у с т а н о в к а м и на т р а к т о р а х и автомобилях (или дизельмоторами), при чем Госплан считает, что опыты по
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz