Карело-Мурманский край. 1930, N7-8.

№ 7—8 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ 35 Как рационально использовать лесные отбросы в Карелии В настоящее время, когда близится разрешение вопроса о возобновлении чугуноплавильных заводов в Карелии, - снова возникает настоятельная необходимость в приме­ нении наиболее рациональных методов использования всей отбросной и неугилизируемой топливной древесины, так как доменные (проектируемые) печи в Карелии могут питаться только древесным углем. Это важно еще и п о ­ т о м у , что з а п а с ы т о п л и в н о й д р е в е с и н ы в Ка­ релии, судя по последним данным лесоустроительных партий, в е с ь м а н е в е л и к и , во многих случаях — спорны, и потому — всякое сжигание древесины в про­ мышленных топках, — вне связи с металлургией, будет итти в ущерб выплавки своего чугуна в Карелии и должно быть сколь возможно сокращено, ради создания в Карелии своей металлургической базы, как основы развития Онежского механического и металлургического завода и процветания прочих промышленных отраслей Карелии. Между тем, вопрос о недостаточности древесно-уголь­ ной базы для обоснования своих доменных заводов в Карелии все более и более становится угрожающим, а при планировании развития карельских отраслей про­ мышленности и при учете потребления ими дровяного топлива, — спрос на это топливо со стороны металлур­ гии не предусматривался, за исключением потребностей Онежского завода, которые нормированы в размере около 120 000 куб. м в год. Сверх этой нормы завод выну­ жден перейти на дорогое привозное минеральное топливо в форме кокса, антрацита и нефти. Таким образом, в планах современного распределения дровяного топлива для Карельской промышленности — д р е в е с н о м у у г л ю , как основе чугуноплавильного завода, не только нет места, но и все возможные источ­ ники его получения заранее обрекаются на другие цели. Так, например, отходы лесопильных производств, кото­ рых, судя по плану энергоснабжения Кондопого-Петро- заводского района, будет получаться ежегодно с трех ближайших к Петрозаводску лесопильных заводов (Сун- ского, Соломенского и Кондопожского) — от 250 до 300 тысяч куб. м '), которые все сполна назначаются к употреблению в топках паровых котлов, между тем как б о л ь ш а я ч а с т ь этих лесопильных о т х о д о в , — я полагаю, до 200 тысяч куб. м (с Лососинским Комби­ натом),—г о д н а д л я у г л е ж ж е н и я . Считая выход угля из дров в среднем = 0,7 и — по­ лучение на 1 куб. м угля — 0,132 т ч у г у н а (по нормам уральских древесноугольных заводов), — этими лесопильными отходами можно выплавить чугуна = 2 0 0 . 0 0 0 Х 0 , 7 Х 0 Д 3 2 = 18.480 т, — или свыше мил­ лиона пудов. Это — уже весьма существенная цифра при общей скудости лесных запасов для металлургии. Прочие лесопильные заводы, расположенные по Мур­ манской дороге, я полагаю, также могут дать не мало лесопильных и лесных отходов, годных для переуглива- ния и отправки затем в форме угля на металлургический завод, а ныне сжигаемых под паровыми котлами. ') Отходы исчислены — по Сунскому заводу — 77.760 л 3, по Кондопожскому -75.200 .и3, по Соломенскому —109.000 м 3, всего 261.960 м3. Такое расточительное расходование ценного сырья для металлургии должно быть прекращено и заменено расхо­ дом под котлами г о р ю ч и х г а з о в у г л е ж ж е н и я , с избытком покрывающих эту потребность, если коксо­ вание древесины (или углежжение) вести в „тепло­ виках" проф. Ижевского. Еще в 1928 году, в статье „ С е г о з е р с к и й з а в о д и п о с т р о й к а д о м е н н ы х з а в о д о в в К а р е ­ л и и " 2), я обращал внимание на современные достиже­ ния в области сухой перегонки дерева и на экономич­ ность использования газов от коксования древесины. Приведенные в статье подсчеты сводились к тому, что с а м ы й р а ц и о н а л ь н ы й с п о с о б и с п о л ь з о в а ­ н и я д р е в е с н ы х о т б р о с о в — к о к с о в а н и е их и у п о т р е б л е н и е на выплавку чугуна, так как, при совместном действии (комбинате) этих процессов, вся тепловая энергия затраченной древесины почти сполна возвращается в виде горючих газов, могущих быть при­ мененными для любого назначения. Таким образом, затраченная в углежжение древесина как бы вновь восстанавливается для вторичного употребле­ ния в качестве вторичного теплового источника. Следо­ вательно, при большой потребности Карелии в древесном угле, для создания своей базы получения черного ме­ талла, нужно запретить всякое сжигание древесины в промышленных топках помимо процесса сухой пере­ гонки, для получения древесного угля; для отопления котлов надо пользоваться лишь газами от сухой пере­ гонки дерева. В связи с этим, все коксование древесины надо вести н е в л е с а х , а на з а в о д а х , или вблизи пунктов потребления ценных горючих газов углежжения. Кроме того, количество газов от сухой перегонки дерева и доменных газов от переработки полученного угля в совокупности — достаточно для дальнейших переделов всего чугуна до прокатки железа (для Мартэна, — печей, прокатных машин, — энергии), п о ч т и без употребле­ ния нового горючего, что даст заводу большую эконо­ мию в топливе, при достаточно большой производитель­ ности завода. Таким образом, металлургический завод, потребляющий на свое углежжение 40.000 куб. саж. дров и выпла­ вляющий ими около 2 миллионов пудов чугуна в год,— на все переделы до прокатки железа в сорта не п о ­ т р е б у е т б о л е е г о р ю ч е г о . Это подтверждается еще и тем, что современные заводы Германии и С.-А.С.Ш., работающие на минеральном горючем, затратив послед­ нее на коксование, все дальнейшие п е р е д е л ы в е д у т у ж е б е з з а т р а т ы н о в о г о у г л я . Теплотворные способности минерального кокса и кокса древесного почти одинаковы, — в среднем около 7.500 — 8.000 кало­ рий, а следовательно, и расходы на получение одной тонны чугуна весьма б л и з к и между собою; между тем — количества горючих газов, образующихся при коксовании минерального угля или при коксовании дре­ весины, чрезвычайно резко разнятся. При сухой пере­ гонке дерева горючих газов получается в несколько раз более, нежели при коксованиии каменного угля, и общий выход калорий (в газах) на тонну чугуна почти втрое *) «Карело-Мурманский Край», № 4—5 1928 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz