Карело-Мурманский край. 1930, N7-8.

? _ 8 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ 29 Кемский край АКССР и его лесные рессурсы Лесо-экономическое обследование Кемского края АКССР возникло вследствие сочетания в одно и то же время ряда интересов, предъявлявшихся к нему со стороны пра­ вительственных, ведомственных и хозяйственных учре­ ждений АКССР и транспортно-промышленного колониза­ ционного комбината Мурманской жел. дор. * Необходимость обследования западной части Кемского бассейна была выдвинута еще в 1928 году Мурман­ ской жел. дор. в порядке ее очередных плановых и хозяй- ственнных работ в связи с постановкой вопросов о райони­ ровании и в связи с проектами нового железнодорожного (Юшкозерская ветка) и заводского строительства. Вопрос об обследовании восточной части Кемского бассейна был выдвинут в 1929 г. НКЗ АКССР в качестве решения параллельной (с западно-кемской) по времени задачи на базе единства значения лесных ресурсов всего Кемского края в целом— питания древесиной Кемского лесопильного завода. Целевые задания экспедиции были поставлены в виде общей формулы „выявления сырьевых ресурсов" данного района на общей площади 3.343.616 га, в которую руко­ водству экспедицией надлежало влить вполне определен­ ное и конкретное содержание на базе теории и практики современных лесо-экономических обследований. При этом были установлены и некоторые общие предпосылки мето­ дологического характера, сводившиеся к применению способов перечислительной таксации, которые допускали бы возможность обработки полученных материалов на общих основах математической статистики (подобно обсле­ дованиям, произведенным в скандинавских странах). Недостаточная общая разработанность до настоящего времени теории и практики лесо-экономических обследо­ ваний, с одной стороны, и новизна (для практического осуществления) общей методологической установки, с дру­ гой стороны, крайняя важность значения лесных ресурсов Кемского края в хозяйственном отношении, с третьей стороны, и недостаточно полная увязка интересов к этим работам между Карелией и Мурманской жел. дор., с четвер­ той стороны,— побудили руководство экспедицией по­ дробно и тщательно проработать, осветить и заранее увязать все научно-методологические вопросы. Не останавливаясь здесь на этих важнейших работах экспедиции !), в первую очередь надлежит хотя бы кратко охарактеризовать общую территорию Кемского края АКССР. Обширное пространство, обследованное экспедицией, занимающее общую площадь в 33,4 тысячи кв. км 2), далеко неоднородно по своим естественно-историческим условиям и по характеру мест лесного.лроизрастания, кото­ рым свойственны те или иные общие и частные лесовод- ^твенные признаки местных наличных лесных насаждений. В равной мере и лесохозяйственные признаки обшир­ ного Кемского края, оставаясь в общем более или менее близкими, довольно значительно варьируют в различных частях края и притом в тех пределах, которые не могут не влиять в отношении их эксплоатационного характера и значения. >) Общие установки этих работ нашли, между прочим, свое место в полном отчете по экспедиции, и, кроме того, после неко­ торой дополнительной и углубленной проработки, их предпо­ ложено к опубликовать в соответствующих изданиях. 2) Немногим превышает площадь Европейских Нидерландов (34,2 тысячи кв. км) и несколько более территории совре­ менной Бельгии (30,4 тысяча кв. км). Н а з в а н и е р а й о н о в Общая площадь га "/о 2 Кемский-магистральный........................ 577 867 958 147 832 358 975 244 17.3 28,6 24.3 29,2 В с е г о ........... ■ 3 343 615 100 В том числе Название площади ; % районов ! Лесная о; Не лесная 0, тость га 0 га ' 1 Поньгомский... 2 Кемск.-магистр. 3 Ухто-Войницкий 4 Юшкозерский . Всего 254 456 11,8 629 332 29,3 574 421 ; 26,8 686 798 i 32,1 2 145 007 ! 100 323 411 1 27,0 s 44,1 328 815 I 27.5 ; 65,7 257 137 21,5 69,0 288 446 I ,24,0 70,5 1 198 609 : 100 64,2 Анализ общей экономической обстановки, влияющей на характер лесного хозяйства в отдельных частях края и нередко определяющей не только общее направление, но и формы эксплоатации леса, позволяет усмотреть на общей территории Кемского края наличность отдельных его частей, претендующих на выделение их в самостоя­ тельные хозяйственные районы. В том же направлении ведут и собранные экспеди­ цией материалы по обследованию водных артерий края, которые являются по существу главнейшим определяющим фактором в разрешении лесо-транспортной проблемы обследованных районов. По совокупности всех перечисленных выше категорий общих и частных условий и признаков, определяющих в той или иной мере лесное хозяйство различных районов обширного Кемского края, последний должен быть раз­ делен на ряд характерных транспортно-лесо-экономиче- ских районов по нижеследующей схеме: Анализ основных лесв-таксационных, транспортных и экономических показателей для этих районов побуждает к рассмотрению их характерных особенностей, позволяю­ щих говорить о сравнительной самостоятельности каждого из них в дальнейшем развитии, но при этом в одном и том же основном для них лесолромышленном направлении. • I. У х т о - В о й н и ц к и й р а й о н , общей площадью 832.358 га, определяющим моментом для своего даль-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz