Карело-Мурманский край. 1930, N7-8.
28 к А р е л о - м у р м А н с к и й к р а й ( №> 7 - 8 Благоустройство портов Карелии Мурманского побережья По заданию Цумора в связи с развитием Мурманского и Кемского портов и лесоэкспортных пунктов Карелии Балтгимепортиз’ом были произведены осенью прошлого года и зимой текущего года рекогносцировочные изы скания в Кеми, Сороке, Ковде, Керете и Чупе и, кроме того, по особому соглашению с Муркомпортом и Сев- госрыбтрестом, произведены съемочные и промерные ра боты и бурение в Мурманском порту с составлением плана Тралбазы Севгосрыбтреста. Несмотря на короткий срок работ (сентябрь, октябрь и ноябрь месяцы) все же удалось выполнить свыше 1000 пог. метров бурения и произвести значительные топографические и гидрологические работы. Полученные материалы позволили осветить целый ряд неясных и спорных вопросов, связанных с гидрологиче ским режимом беломорских портов, и послужили осно ванием к составлению проектных схем развития этих портов. В частности, по Кемскому порту намечен южный вариант развития порта с постройкой пирса на 2— 3 при чала для переработки Желлесовского груза и обслужи вания товаро-пассажирских операций Совторгфлота. На мечена также достройка 6 — 7 причалов Кареллеса с устройством автовозной дороги к этим причалам для подвоза пиломатериалов с вновь строящегося лесозавода на мысе Ташка-Тур. Кроме этого, в текущем году при- ступлено к работам по уширению и удлинению Северной эстакады, что должно дать 2 — 3 причала для перера ботки лесных и прочих грузов Услон'а. Ориентировочная стоимость работ по Кемскому порту на пятилетку, не считая устройств автовозной дороги, определяется в 1.785.000 руб. Основными устройствами в Сорокском порту являются: проведение глубоководного канала, протяжением 10—12 ки лометров и устройство бассейна у причалов для произ водства погрузки лесоматериалов непосредственно с за водских причалов. Общая стоимость работ определяется приблизительно, включая и приобретение двух землечер пательных караванов, в 5.320.000 руб. Насколько, рентабельны эти работы, видно из того, что, по данным Кареллеса, накладной расход рейдовой погрузки пароходов составляет 4 руб. 80 коп. на стан дарт, что в общей сложности дает заводам 500.000 руб. убытка в год, не считая простоя судов и т. п. Принимая грузооборот в 117.000 стандартов пиломатериалов и ка питализируя из 6% излишнюю трату на рейдовую по грузку, имеем возможность капитальных вложений около 10.000.000 руб. Другими словами, затраты на устройство подходного канала и бассейна к сорокским лесозаводам могут окупиться полностью втечение 10 лет. С проведением канала к устью р. Выг естественно ожидать тяги к Сороке грузов прочих лесозаготовитель ных организаций; возможно также отвлечение некоторого количества леса, направляющегося летом в Мурманск или Кемь и, в дальнейшем,— с линии Сорока-Котлас в той его части, которая не пойдет на Онегу, Архангельск и на Мурманск в зимнее время. В~ предвидении этого воз можна вторая очередь работ по развитию порта путем расширения и переустройства эстакады у о-ва Старчина под пирс с глубокими причалами и устройства, пирсов с бассейнами по северной части бухты. Прекрасные естественные условия Чупинской губы, глубоководный подход и защищенность от ветров дают все основания для развития этого пункта по переработке круглого леса на-плаву, а также по расширению разра боток и усилению экспорта продукции Карелгранита. Су ществующая ж.-д. ветка от ст. Чупа до морской при стани нуждается в развитии. Требуется также устройство мест для якорных стоянок судов и постройка дома для грузчиков. На все это нужны минимальные затраты. Что касается Ковды, Керети и Умбы, то имеющиеся заводские причалы и производимые в текущем году не большие портовые постройки в достаточной мере могут обслужить нужды этих районов. В отношении Умбы имеется потребность устройства каботажной и пассажир ской пристани и в прорытии для этой цели мели, отде ляющей каботажную гавань от губы. Попутно с выборочным бурением на территории трал базы Севгосрыбтреста в Мурманске выявилась необходи мость полного гидро-геологического обследования мест ности для определения характера грунта, устройства ис пытания грунтов в натуре пробными нагрузками и про изводства наблюдений над осадкой уже выстроенных тя желых зданий. Предварительные данные бурения под тверждают предположение, что этот район образован глетчерными оплывами грунтов. В настоящее время, при отсутствии специальных об следований, приходится считать единственную вероят ность как его равновесного состояния, так и склонность к горизонтальным перемещениям. Учитывая это обстоя тельство, нач. Б.-М. экспедиции инж. Самойлов подал в Севгосрыбтрест записку с предложением произвести полное обследование гео-гидрологического режима бере говой полосы, занятой тралбазой; работа эта, по всей вероятности, будет произведена в текущем году Госу дарственным Гидрологическим Институтом. Одной из первоочередных задач портовых изысканий является исследование восточной и западной части Мур манского побережья с целью выбора наиболее подходя щих пунктов для устройства рыбачьих портов-убежищ в связи с развитием деятельности Севгосрыбтреста и орга низацией кустарного рыбно-промыслового лова на Мур- мане. Согласно ностановлению Экономического Совета РСФСР, НКПС предложено предусмотреть в плане 1929— 30 г. расширить железнодорожные и пароходные складочные помещения на Мурмане и приступить в 1930 г. к изысканию мест постройки портов на Мур манском побережьи с учетом потребности каботажа и рыбацкого промыслового флота. В текущем году, с открытием навигации, предположено произвести изыскания облегченного типа в следующих пунктах Мурманского побережья: Гаврилово, Подпахта, Териберка, Цып-Наволок, о-ва Зубова, Рында, Бухта Мо гильная, Владимир, Золотая, Харловка, Иоконьга и о-ва Лумбовск. В тех пунктах, где изыскания были произ ведены экспедицией проф. Ляхницкого в 1915— 17 г. г., прежние материалы должны пополниться новыми дан ными, главным образом, по гидрологии и бурению, а также по экономике края. Постройка рыбачьих портов-убежищ на Мурманском побережьи не терпит отлагательства. Намеченные в те кущем году изыскания и исследования должны дать ма териал для составления проектных схем постройки и развития этих портов. А . Чунин.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz