Карело-Мурманский край. 1930, N7-8.

№ 7—8 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ 27 в частности на автономной Карельской республике, но и на всей европейской территории Союза. Главнейшим богатством Прионежья и Заонежья явля­ ется лес. Площадь лесов бывш. Олонецкой губ., по данным 1913 г., равна около 7 */2 милл. гектаров и составляет 2/3 лесов всей Германии и '/г лесов всей Швеции и !/)„ часть лесов всей Европы. Процент леси­ стости по отношению к общей площади земли в пре­ делах бывш. Олонецкой губ.—72,7, а процент лесисто­ сти по отношению к площади удобной земли—94. Средний годовой прирост древесной массы на одном гектаре можно считать 1,5 куб. м. При этом 6/7 частей этого прироста является предметом вывоза, так как 1/7 часть покрывает всю местную потребность. Таким обра­ зом, возможный вывоз древесины только от ежегодного прироста— около 10 миллионов кубометров. Лесные грузы главным образом базируются на сплав­ ные пути, при чем на долю бассейна Балтийского моря приходится 259 рек общим протяжением 5.643 км (58°/0), а на долю бассейна Белого моря 134 реки общей дли­ ной 4 123 км (42°/0). Лес, идущий к Онежскому озеру, выгоняется по реч­ кам россыпью и сбивается в плоты при выходе в озеро. В истоке Свири плоты приходится переплочивать из мор­ ских в более мелкие, которые можно вести по Свири и каналам. Часто при переходе плотов по Онежскому и Ладожскому озерам последние разбиваются, и бревна пла­ вают по озерам, пока их не прибьет к берегам. По оборудовании глубоких водных путей лес с Онеж­ ского озера будет итти как к Балтийскому, так и к Белому морю не только плотами, но его будут гру­ зить на морские суда и непосредственно на этих судах отправлять за границу. Помимо лесных материалов, Онежский край даст боль­ шое количество грузов, получаемых переработкой леса и его отбросов, бумагу, лесохимические продукты, поде­ лочный лес и проч. Вторым массовым грузом с Онежского озера надо считать строительный камень, главным образом, диабазы, потребность в которых для строительства новых социа­ листических городов и восстановления и расширения старых будет расти с каждым годом. Нефть, приходящая с Волги, будет грузиться в нали­ вные морские суда в Вытегорском порту и отсюда прямо направляться в Ленинград и заграничные порты. Здесь же будет перегружаться на морские суда хлеб, который пока до постройки Волго-Донского канала в значительной части будет продвигаться к Ленинград­ скому порту, и только после соединения Волги с Доном хлебные грузы из Заволжья пойдут в южные порты. В связи с устройством Беломорско - Балтийского пути, очевидно, явится необходимость усиления Мариинской водной системы, так как по ней пойдут грузы с Онеж­ ского озера в центральные области и на Волгу, в част­ ности импортные для нашего строительства (машины и проч.) и экспортные грузы с Волги, а также и грузы, направляющиеся в Ленинград и для снабжения севера. В отношении лесного экспорта Балтийско - Беломор­ ской канал особенно в северной своей части, будет себя оправдывать, если одновременно будут разработаны и улучшены сплавные пути, подходящие к трассе канала, будет одновременно проведена колонизация края и по­ средством подвоза обеспечено питание всего населения. Развитие сплавных путей, которые в настоящее время не имеют прямого выхода в морской канал, даст воз­ можность продвигать эксплоатацию лесов к северо - во­ стоку от Онежского озера и использовать тот лесной массив, к которому проникнуть пока невозможно. Откроется возможность развития рыболовства на мно­ гочисленных озерах и реках Заонежского края, что также даст грузы для нового пути, конечно, если эти рыбные промысла будут поставлены рационально. Следует упомянуть еще о необходимости развития в Онежском крае крупного животноводства, так как здесь кормовые ресурсы весьма значительны. Продукты этого хозяйства дадут новые грузы, которые, очевидно, пойдут к Ленинграду на пароходах, могущих доставлять их через озера в два дня. К сожалению, климатические условия не позволят поль­ зоваться каналом круглый год, и около 6 месяцев путь будет бездействовать. Чтобы несколько продлить время навигации, придется подумать и разработать в о п р о с о п р и м е н е н и и л е д о к о л о в . В связи с постройкой Балтийско - Беломорского пути необходимо теперь же заняться разработкой типов су­ дов, наиболее пригодных для плавания по озерам и ре­ кам. Для этой цели, между прочим, придется изучить характер волнения на озерах, что необходимо также и для проектирования портов на озерах. Проф. С.*А. Советов. Маяк Бычек у Повенца.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz