Карело-Мурманский край. 1930, N7-8.
№ 7—8 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ 27 в частности на автономной Карельской республике, но и на всей европейской территории Союза. Главнейшим богатством Прионежья и Заонежья явля ется лес. Площадь лесов бывш. Олонецкой губ., по данным 1913 г., равна около 7 */2 милл. гектаров и составляет 2/3 лесов всей Германии и '/г лесов всей Швеции и !/)„ часть лесов всей Европы. Процент леси стости по отношению к общей площади земли в пре делах бывш. Олонецкой губ.—72,7, а процент лесисто сти по отношению к площади удобной земли—94. Средний годовой прирост древесной массы на одном гектаре можно считать 1,5 куб. м. При этом 6/7 частей этого прироста является предметом вывоза, так как 1/7 часть покрывает всю местную потребность. Таким обра зом, возможный вывоз древесины только от ежегодного прироста— около 10 миллионов кубометров. Лесные грузы главным образом базируются на сплав ные пути, при чем на долю бассейна Балтийского моря приходится 259 рек общим протяжением 5.643 км (58°/0), а на долю бассейна Белого моря 134 реки общей дли ной 4 123 км (42°/0). Лес, идущий к Онежскому озеру, выгоняется по реч кам россыпью и сбивается в плоты при выходе в озеро. В истоке Свири плоты приходится переплочивать из мор ских в более мелкие, которые можно вести по Свири и каналам. Часто при переходе плотов по Онежскому и Ладожскому озерам последние разбиваются, и бревна пла вают по озерам, пока их не прибьет к берегам. По оборудовании глубоких водных путей лес с Онеж ского озера будет итти как к Балтийскому, так и к Белому морю не только плотами, но его будут гру зить на морские суда и непосредственно на этих судах отправлять за границу. Помимо лесных материалов, Онежский край даст боль шое количество грузов, получаемых переработкой леса и его отбросов, бумагу, лесохимические продукты, поде лочный лес и проч. Вторым массовым грузом с Онежского озера надо считать строительный камень, главным образом, диабазы, потребность в которых для строительства новых социа листических городов и восстановления и расширения старых будет расти с каждым годом. Нефть, приходящая с Волги, будет грузиться в нали вные морские суда в Вытегорском порту и отсюда прямо направляться в Ленинград и заграничные порты. Здесь же будет перегружаться на морские суда хлеб, который пока до постройки Волго-Донского канала в значительной части будет продвигаться к Ленинград скому порту, и только после соединения Волги с Доном хлебные грузы из Заволжья пойдут в южные порты. В связи с устройством Беломорско - Балтийского пути, очевидно, явится необходимость усиления Мариинской водной системы, так как по ней пойдут грузы с Онеж ского озера в центральные области и на Волгу, в част ности импортные для нашего строительства (машины и проч.) и экспортные грузы с Волги, а также и грузы, направляющиеся в Ленинград и для снабжения севера. В отношении лесного экспорта Балтийско - Беломор ской канал особенно в северной своей части, будет себя оправдывать, если одновременно будут разработаны и улучшены сплавные пути, подходящие к трассе канала, будет одновременно проведена колонизация края и по средством подвоза обеспечено питание всего населения. Развитие сплавных путей, которые в настоящее время не имеют прямого выхода в морской канал, даст воз можность продвигать эксплоатацию лесов к северо - во стоку от Онежского озера и использовать тот лесной массив, к которому проникнуть пока невозможно. Откроется возможность развития рыболовства на мно гочисленных озерах и реках Заонежского края, что также даст грузы для нового пути, конечно, если эти рыбные промысла будут поставлены рационально. Следует упомянуть еще о необходимости развития в Онежском крае крупного животноводства, так как здесь кормовые ресурсы весьма значительны. Продукты этого хозяйства дадут новые грузы, которые, очевидно, пойдут к Ленинграду на пароходах, могущих доставлять их через озера в два дня. К сожалению, климатические условия не позволят поль зоваться каналом круглый год, и около 6 месяцев путь будет бездействовать. Чтобы несколько продлить время навигации, придется подумать и разработать в о п р о с о п р и м е н е н и и л е д о к о л о в . В связи с постройкой Балтийско - Беломорского пути необходимо теперь же заняться разработкой типов су дов, наиболее пригодных для плавания по озерам и ре кам. Для этой цели, между прочим, придется изучить характер волнения на озерах, что необходимо также и для проектирования портов на озерах. Проф. С.*А. Советов. Маяк Бычек у Повенца.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz