Карело-Мурманский край. 1930, N7-8.

26 КАРЕЛО-МУР МАНСКИЙ КРАЙ № 7—8 Вход в Повенецкую бухту. В 1922 г. мною снова был поднят вопрос об орга­ низации Онежской экспедиции уже в Гос. Гидрологиче­ ском Институте, и экспедиция эта, одобренная на первом московском съезде по изучению производительных сил страны, стала осуществляться институтом с 1924 г. при весьма скромных средствах. Работы экспедиции велись в таком направлении, чтобы в их конечном результате удалось не только изучить озеро с физико-географической точки зрения, но и осветить его в отношении плавания по нему судов с большой осадкой, при чем экспедиция всегда рассма­ тривала Онежское озеро, как будущий внутренний мор­ ской путь. Устройство глубокого пути до Онежского озера по­ требует следующих работ: Нева в общем обладает глубинами до 12 метров и более, за исключением местности у села Ивановского, где, благодаря известковой гряде, идущей поперек Невы, образуются пороги, с глубинами до 3 метров и меньше и с узким фарватером. Здесь, очевидно, придется произвести шлюзование, которое должно в достаточной мере поДьять уровень Невы на порогах и выше. Постройка плотины, необходимой для шлюзования, очевидно, должна быть использована для устройства мощной гидростанции. При истоке Невы из Ладожского озера должен быть сооружен выходной канал в озеро, достаточной глубины и притом более прямой, чем существующий фарватер. Большие работы по устройству шлюзов и регули­ ровке порогов должны быть проведены на р. Свири, при чем работы эти тесно связаны с устройством всех трех намеченных гидростанций. На Онежском озере необходимо устроить ряд портов, из которых самым большим по грузообороту должен быть порт в устье Вытегры. Устройство этого порта даст возможность грузы, проходящие с Мариинской си­ стемы— лес, нефть, соль, а в ближайшем будущем и хлеб, — перегружать в суда морского типа, которые, ми­ нуя обходные каналы, будут доставлять их непосред­ ственно в Ленинград и в порты Балтийского моря вплоть до германских, датских и шведских. Благодаря этому, продолжительность доставки грузов сократится на де­ сятки дней, фрахты удешевятся, что отразится на ценах товаров. Грузы, идущие из Онежского озера в центральные области, как-то: лес, строительный камень, бумага и др., гоже пойдут к устью Вытегры, кото­ рое должно быть соединено железной дорогой с общей сетью. Здесь они мо­ гут перегружаться на суда по Мариин­ ской системе или непосредственно по железной дороге, передаваться по напра­ влению к Москве, спрос которой на материалы, получаемые из Прионежского края, весьма высок. Кроме порта в устье Вытегры, необ­ ходимо оборудовать порты в Петроза­ водске, Кондопоге, устье Водлы, где строится грандиозный бумажный ком­ бинат, в Повенце при выходе канала в озеро (при условии восточного вариан­ та) и в Пер - губе близ Медвежьей губы. Последняя гавань представляет прекрас­ ную спокойную стоянку, и по берегу ее проходит Мурманская железная дорога. Здесь должен быть перевалочный пункт с Мурман­ ской ж. д. для направления внутрь страны „Апатиты" из Хибинских разработок будут грузиться в Кеми или в Кандалакше и направляться по Балтийско Беломорс­ кому пути на юг Онежского озера. Одним из трудных мест для судоходства в Онежском озере является средняя часть Повенецкого залива, где, благодаря большому количеству островов и луд (под­ водных мелей), фарватер очень узок и извилист. Кроме того, вследствие выноса большого количества пе­ ску из впадающих в эту часть залива речек и от образую­ щихся при ветровых нагонах и сгонах воды местных течений изменяется конфигурация дна, при чем изменя- - ется и фарватер. Место это должно быть хорошо изучено, хорошо обставлено вехами, маяками и знаками, и, может быть, здесь придется спроектировать гидротехнические выпра- вительные сооружения. Можно дать и другой вариант для плавания по озеру, это — проложить путь по глубокому заливу „Святуха", пересекающему Заонежский полуостров, и соединить его каналом около 12 км с Великой губой, которая через пролив Сенную губу соединяется с открытым Онежским озером. Таким образом, будут достигнуты условия реч­ ного плавания до выхода из пролива Сенной губы, т. е. на протяжении половины длины всего озера, и до устья Вытегры или Вознесенья открытым останется переход в несколько часов. С севера Онежского озера путь вступит по одному из вышеупомянутых вариантов в сеть рек и озер, располо­ женных между Онежским озером и Белым морем; здесь потребуется ряд гидротехнических сооружений, часть которых, несомненно, будет связана с использованием водной энергии, что в свою очередь создаст условия для мощных комбинатов, перерабатывающих наши лесные бо­ гатства; это даст возможность не только использовать деловую древесину, но и все те отходы лесного дела, которые в настоящее время идут в отбросы и гниют на месте без всякой пользы. Таким образом, будущий Балтийско - Беломорской путь помимо того, что даст возможность перебрасывать глубоко - сидящие морские суда из Балтийского моря в Белое, представит большие выгоды для всей страны в пределах отдельных его участков. Центральное Онежское озеро будет действительно глу­ боким морским портом, и выгоды такого морского порта будут отражаться не только на всем Прионежском крае,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz