Карело-Мурманский край. 1930, N7-8.
24 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ № 7—8 Была в 1896 г. составлена и лоция Онежского озера (руководство для плавания), но рукопись, вследствие междуведомственных трений, не была опубликована и погибла в недрах управления путей сообщения. Таким образом, очень дорого стоившая работа не была дове дена до конца и, в сущности говоря, по озеру до сих пор плавают „по опыту", при чем нередко случаются аварии. В дальнейшем вопрос о Беломорско - Онежском соеди нении не заглох, и в 18 7 0— 1874 годах были проведены изыскания на частные средства, при чем участие в них принимал проф. А. А. Иностранцев, давший геологиче ский очерк края к северу от Онежского озера. Изыска ния производились под руководством инж. Мирквица. В 1881 г. усиленные ходатайства местных жителей побудили правительство предпринять более решительные шаги по осуществлению исторически намеченного пути, и в 1886 г. была организована изыскательная партия под начальством инж. Здзярского. По этому проекту вся длина пути от Онежского озера до Белого моря определилась около 235 км. Возвышение наивысшей точки водораздела над уровнем Белого моря — 108,7 м. По проекту высота горизонта воды водораздельного бьефа предполагалась 98,92 м над уровнем Белого моря. Со стороны Онежского озера в состав пути входят следующие реки: П о в е н ч а н к а длиной около 15 км с общим падением около 66 м.] на ней имеется ряд порогов; В о л д о з е р о и У з к и е о з е р а , имеющие глубину до 30 м и находящиеся на высоте 105 м над уровнем моря; В о д л о - о з е р о с глубиной около 4 м и длиной 1,5 км. Со стороны Белого моря М а т к о - о з е р о с глуби ной до 60 м и длиной до 1 км', возвышение его над уровнем моря—около 92 м, находится оно от Водло- озера в 8 км\ через этот перешек и придется прорыть канал. Матко-озеро посредством ручья соединено с озером Те л е к и н с к и м, глубиной до 2 м и длиной в 4 км. Из озера вытекает р. Т е л е к и н с к а я , впадающая в оз. Выг. Длина ее 37 км и глубина около 2 -м. Глубина в поро гах до 1[2 м . По проекту для избежания труднопрохо димых порогов предполагалось прорыть в устье реки обходный канал в 1*/2 км длины. Озеро В ы г имеет длину около 48 км с глубинами до 4 м. Из озера Выг вытекает р. Выг, довольно многоводная, но обладаю щая значительными порогами, требующими капитальных сооружений. Длина Выга 97 км при ширине от 120 до 500 м. Из порогов значительны Воицкие падуны, длиной около 11/2 км и с падением около 9 м, Шавань- ский порог длиной 4 км с падением 15 м и ряд дру гих. В море Выг впадает двумя рукавами у села Сороки. С моря к устью реки ведет довольно глубокий фарватер, и в самом устье имеется обширный бассейн, могущий служить гаванью. По проекту Здзярского предполага лось устройство 32 шлюзов с 8 пло тинами и 5 водоспусками. Соединительный канал проектировал- — 3 м), при чем по нему предполагалось про пускать суда с осадкой в 2,75 м , дли ной 64 м и шириной 8,5 м. Общая стоимость проекта исчислена около 8 милл. руб. Период навигации в южной части Балтийско - Беломорского пути на Неве и Ладожском озере в среднем до 233 дней в году и в отдельные годы колеблется от 204 до 276 дней, в север ной части от Онежского озера до Белого моря 165 дней. Проект инж. Здзярского, проработанный с достаточной полнотой, однако не получил продвижения. В 1899 г. проф. В. Е. Тимонов вновь поднял вопрос о необходимости использования наших глубоких озер для морского судоходства и в своей статье „О необхо димости открыть свободный доступ в Ладожское озеро морским судам" (Журн.Мин. Путей Сообщ. кн. 6,1899 г.), изложил все экономические выгоды, которые могут быть получены от этого предприятия, и указал далее на воз можность дальнейшего продления морского пути до Онеж ского озера. В 1910 г. в официальном издании минис терства путей сообщения („Пути сообщения России", № 1, 1910 г.) Б . Е. Тимонов пишет следующее: „Мор ской глубоко-водный путь из Ладожского озера по Сви- ри, через Онежское озеро, затем через озера и реки Балтийско - Беломорского водораздела должен быть дове ден до Белого моря. Проходя в значительной своей час ти по глубоким озерам и рекам, путь этот может быть осуществлен для больших морских судов с относительно малой затратой. На всем протяжении от Ленинграда до Белого моря, имеющем около 900 км, не имеется водного пути всего лишь на 10 км". С начала империалистической войны были органи зованы новые изыскания, давшие другой вариант, так называемый западный, через р. Кумсу, впадающую в Онежское озеро близ Медвежьей горы, р. Сегежу и оз. Сего с выходом каналов в оз. Выг и р. Выг. Этот второй вариант дает возможность использовать значительное и глубокое озеро Сего, что лучше разре шает вопрос о питании водой раздельного бьефа. При восточном варианте для питания водораздела является необходимость провести воду открытым каналом из вы шележащего Сего-озера. Но и этому проекту не удалось осуществиться, так как было решено строить в экстренном порядке желез ную дорогу Ленинград — Мурманск. В 1918 г. снова поднимался вопрос о Балтийско - Бе ломорском водном соединении в главном гидрографиче ском управлении Морского комиссариата, где мною была подана записка начальнику управления Е. Л. Бялокозу о необходимости всестороннего изучения Онежского озера, как одного из главных звеньев будущего пути. Собранная при управлении особая комиссия разрабо тала программу Онежской экспедиции, и было присту плено к организации экспедиции, но развернувшаяся на севере гражданская война не позволила приступить к работам, и их пришлось отложить.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz